
Чем прозрачнее НКО, тем больше пожертвований она привлекает для своей работы. Такой вывод озвучили авторитетные аудиторы и бухгалтеры в отчете «Определяющие факторы и следствия прозрачности НКО» (Determinants and Consequences of Nonprofit Transparency). Документ подготовлен по итогам изучения сведений 14 000 благотворительных организаций, публикующих данные о фандрайзинге и другую информацию о своей деятельности в открытой базе данных GuideStar (США). Анализ показал, что самый заметный рост доходов наблюдался у 16% НКО, являющихся носителями бронзовых, серебряных и золотых знаков отличия GuideStar, которые характеризуют степень открытости НКО. Оказалось, что в течение года с момента присуждения знака организации в среднем повысили объем благотворительных поступлений на 53%. И такой сценарий оказался реальным не только для лидеров сектора и самых «супер-профессиональных» НКО, но и для «обычных» организаций, которые считают необходимым «работать над собой». В частности, исследование показало, что переход из бронзового в серебряный сегмент рейтинга влечет за собой повышение доходов на 26%.
Эти ценные выводы и наблюдения вряд ли оставят равнодушными некоммерческое сообщество, однако эксперты также рассчитывают на вдохновляющий пример фондов, которые тоже оценивают свою прозрачность и размещают данные на специализированном веб-сайте GlassPockets. Команда ресурса, созданного в 2010 году по инициативе Центра фондов (The Foundation Center; США), недавно сообщила о том, что анкету «У кого стеклянные карманы» (Who Has GlassPockets?) заполнил сотый пользователь – Семейный фонд Уолтонов (The Walton Family Foundation), у которого на сайте представлены центр знаний, обновленный банк информации о грантах, оснащенный системой поиска, и многие другие материалы и данные. Чтобы подтолкнуть своих клиентов к развитию и росту, GlassPockets ввел три уровня прозрачности: базовый (core) – на котором обычно находятся «новички», публикующие основные сведения; продвинутый (advanced) – означающий, что на сайте можно найти данные, отражающие разные аспекты деятельности организации (около 70% фондов); и рекордный (champion) – который доступен немногим фондам, активно пропагандирующим и развивающим идею прозрачности. Специалисты GlassPockets постоянно изучают профили своих пользователей и двигаются вперед вместе с ними, периодически обновляя критерии прозрачности. Так, начиная с 2010 года, в списке показателей появились «внутренние политики и ценности прозрачности», «стратегические планы», «политика применения открытой лицензии», и «использование концепции ЦУР», предназначенной для тех, кто участвует в выполнении глобальных Целей устойчивого развития. По сути, эти новые позиции отражают общий прогресс в понимании прозрачности, существенной проработке ее отдельных аспектов, и в более глубоком осознании ее практической ценности как для отдельной организации, так и для общества в целом.
Источники:(1)The Chronicle of Philanthropy, (2) Glasspockets.