Корпоративная отчетность о вкладе в развитие общества: все только начинается…

Европейский Альянс сторонников корпоративной прозрачности (The Alliance for Corporate Transparency) на протяжении трех лет изучал отчеты компаний о вкладе в устойчивое развитие общества (sustainability reporting) и выпустил аналитический обзор, свидетельствующий о том, что публичная информация бизнеса пока не учитывает интересы стейкхолдеров. Цели, риски и прогнозируемые результаты природоохранных мер четко отражены всего в 50% изученных документов, а аналогичные сведения о социальных инициативах и антикоррупционных внутренних регламентах – только в 40% случаев. В итоге потенциальным инвесторам не хватает данных, необходимых для получения полноценного представления о текущем состоянии дел в компаниях, определения их дальнейших перспектив, и принятия аргументированных инвестиционных решений. Несмотря на постоянное развитие Директивы Евросоюза о раскрытии нефинансовой информации (The EU Non-Financial Reporting Directive) и создание инструмента S-Ray (включающего более 200 показателей экологической, социальной и управленческой эффективности и предлагающего инвесторам и банкам рейтинги корпораций, обновляемые в ежедневном режиме), качество отчетов остается низким. Чтобы усилить положительную отдачу от инициатив ЕС и добиться ощутимых изменений, международная консалтинговая организация Corporate Citizenship обозначила три направления деятельности, которые могут вывести нефинансовую отчетность на новый уровень:

  1. Переход к многоканальной отчетности, отвечающей ожиданиям разных групп потребителей информации. Аудитория читателей отчетов неоднородна – это могут быть НКО, инвесторы, рыночные посредники и т.д. Современные цифровые решения позволяют отказаться от привычного, но несовершенного формата PDF, и гибко реагировать на разные запросы.

Пример: Нидерландско-британский производитель пищевой продукции и бытовой химии Unilever, действующий в 190 странах и поддерживающий более 400 брендов, в 2012 году отказался от изготовления PDF-документа (более 50 стр.) и перешел на инфографику – «визуально обогащенный контент», отражающий ключевые данные для принятия решений.

  • Трансляция собственной уникальной истории. Чтобы произвести на читателя должное впечатление, нужен нескучный и в меру подробный рассказ, повествующий о связи бизнес-стратегии с задачами общественного развития, практическом воплощении социально значимых идей и достигнутых результатах.

Пример: Зарегистрированная в Сингапуре межнациональная корпорация Olam International стремится усовершенствовать систему ведения сельского хозяйства и производства продуктов питания. Эта цель имеет прямое отношение к бизнесу компании, и наполняет особым смыслом ее экологические и социальные проекты, которые, в частности, нашли отражение в Годовом отчете за 2017 год.

  • Использование отчетности для повышения организационной эффективности. Подготовку отчетов не следует воспринимать как упражнение, выполняемое раз в году. Это должен быть постоянный процесс, охватывающий все подразделения компании.

Пример: Сингапурский представитель энергетической отрасли Sembcorp Industries публикует нефинансовую информацию сравнительно недавно — начиная с 2009 года. Для оценки своего вклада в развитие сообществ корпорация пользуется Матрицей LBG, разработанной группой британских компаний London Benchmarking Group для «оцифровки» результатов социальной активности компаний. Процедуры сбора и анализа информации дисциплинируют сотрудников Sembcorp, структурируют работу менеджеров разного уровня, и положительно влияют на внутреннюю культуру организации.

У каждой компании – свой подход к формированию публичной отчетности, однако экспертов очень радует тот факт, что разные концепции, заявившие о себе в последнее десятилетие, стремятся к сближению, и тем самым создают благоприятные условия для полноценной демонстрации социальной ответственности в сфере бизнеса.

Источники: (1) Briefing, (2) Corporate Citizenship.