НОВАЯ ПАРАДИГМА: ПУТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ СЕКТОРУ, ОРИЕНТИРОВАННОМУ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

В этой публикации рассматриваются пути усиления подотчетности социального сектора перед конечными благополучателями, чьи интересы нередко отодвигаются на задний план в угоду пожеланиям инвесторов и доноров. Трис Ламли, глава Отдела инноваций и развития британской консалтинговой организации New Philanthropy Capital (NPC), отмечает, что в силу доминирующего положения провайдеров денежных средств, НКО-сектор функционирует как рынок потребления финансовых ресурсов (market for funding), и в меньшей степени — как рынок производства социальных эффектов (market for social impact). Ситуация неблагоприятная, но в течение последних трех лет в ней наметились некоторые подвижки. Автор статьи проанализировал основные тенденции и обнаружил ряд модификаций, которые указывают на зарождение новой парадигмы, отражающей изменения в структуре сектора и в системе стимулов для НКО и доноров. Например,

активное освоение техник обратной связи с целевыми аудиториями. Этот процесс в свое время возглавили консалтинговые агентства Keystone Accountability («Основополагающая подотчетность», г. Лондон) и Feedback Labs («Лаборатории обратной связи», г. Вашингтон), а в 2014 году прогрессивные филантропические институты США учредили Фонд «Совместное познание» (The Fund for Shared Insight), который энергично поддержал идею о том, что принятие решений относительно дизайна и корректировки социальных программ должно опираться на изучение мнений клиентов. О том, что такой подход оправдан, свидетельствуют исследовательские работы таких организаций, как Integrity Action (г. Лондон), генерирующих успешные примеры (кейсы), в которых участие граждан в обсуждении и мониторинге социально-экономических программ являлось важным фактором развития местных сообществ. А в 2016 году эксперты Keystone Accountability и NPC подготовили документ, который продемонстрировал прямую связь между качеством измерения социальных эффектов и вовлеченностью в данный процесс потребителей услуг НКО. Помимо этого, начиная с 2016 года в столицах США и Соединенного Королевства начали регулярно проводиться Саммиты обратной связи (Feedback Summits), транслирующие игрокам социальной сферы успешный опыт, результаты исследований и знания, необходимые для развития конструктивной коммуникации с главными стейкхолдерами.

Источник: The Stanford Social Innovation Review