Социальные облигации: размышления о настоящем и будущем

Социальные облигации (SIB — Social impact bonds) – это «молодой 78и перспективный» вид социально ответственных инвестиций. Эксперты американской организации Social Finance US анализируют текущее состояние дел на рынке США, и рассматривают варианты дальнейшего развития событий.

Как выглядит схема SIB? Все начинается с определения социальной проблемы, а затем формируется группа партнёров, в которую входят государственное агентство, инвесторы, провайдер услуг, и посредническая (управляющая) организация. Участники партнёрства утверждают список ожидаемых социальных результатов и соответствующих показателей.

Далее, инвесторы вкладывают в программу свои ресурсы, а государство делает возврат с процентами, но только в том случае, если независимая оценка подтвердит факт достижения согласованных результатов.

Концепция хорошо показала себя в Соединённом Королевстве, однако в США экспериментальные программы ещё не завершились, а терминология и экосистема SIB не сформировались. Поэтому точные прогнозы относительно судьбы SIB на американских просторах строить пока рано, но эксперты, тем не менее, обозначили несколько возможных сценариев:

  1. Много шума – мало толка. Чрезмерный ажиотаж, возникший вокруг SIB, может привлечь значительное число новых игроков и в условиях нехватки знаний спровоцировать появление проектов с незначительными результатами. Причастные стороны будут разочарованы и «разойдутся по своим делам». О таком нежелательном развитии событий, в частности, предупреждает отчёт Всемирного экономического форума (The World Economic Forum) «От частного к общему: Оценка сектора социальных инвестиций и возможностей для привлечения традиционных инвесторов» (From the Margin to the Mainstream: Assessment of the Impact Investment Sector and Opportunities to Engage Mainstream Investors)[1].
  2. Затянувшееся ожидание. Если в ближайшие годы сделок будет слишком мало, то раскрутка социальных облигаций затянется, и потенциал SIB останется нераскрытым.
  3. Успешный рынок, ориентированный на социальные изменения. Такой сценарий предполагает наличие достаточного числа структурированных программ, обеспеченных профессиональным управлением и способных подтвердить эффективность концепции SIB в течение нескольких лет.

Таким образом, вероятность реализации самого благоприятного, третьего сценария будет зависеть от потока качественных сделок, для которых у причастных субъектов пока не хватает знаний, а также от заинтересованности инвесторов, которая остаётся недостаточной по причине отсутствия надежных подходов к оценке рисков и управлению финансами / проектами. Чтобы восполнить дефицит компетенций, стейкхолдерам необходимо скоординировать действия и решить следующие задачи:

  • Обеспечить поток качественных проектов за счёт обучения провайдеров социальных услуг методам сбора данных и оценки программ, расширения сфер применения SIB, и развития рынка посреднических услуг;
  • Укрепить рыночную экосистему посредством разработки благоприятного законодательства и стандартов прозрачности для игроков рынка социальных облигаций;
  • Сформировать сообщество инвесторов, заинтересованных в получении социальных и финансовых результатов, посредством вовлечения в пропаганду SIB ведущих финансовых институтов, внедрения единых инвестиционных стандартов, и освоения моделей распределения рисков между заинтересованными сторонами.

Рынок SIB слишком молод по сравнению с микрофинансированием или инвестициями в сообщества, и для его усиления потребуются годы упорной работы. Однако процесс уже идёт, и первопроходцы прокладывают путь к лучшему Сценарию № 3.  

Источник: Stanford Social Innovation Review

 

[1]  Результаты данного исследования подробно рассматриваются в статье «Сфере социальных инвестиций не хватает инвесторов», опубликованной в Дайджесте международного филантропического сообщества № 43 (1), январь  2014 г.

Добавить комментарий