В условиях повсеместного сокращения бюджетов социальной сферы вкупе с интенсивной передачей услуг некоммерческим организациям идея волонтерства зазвучала с новой силой. Для увеличения численности добровольцев используются разные системы стимулов, которые могут включать такие виды поощрений, как бесплатные билеты на развлекательные мероприятия, скидки, льготные условия по кредитам и т.п. По мнению британских юристов и опытных управленцев, подобные бонусы, по сути, являются завуалированной формой оплаты труда, несмотря на то что законодательство Соединенного Королевства четко определяет «отсутствие контрактных отношений» (и, соответственно, вознаграждения) как ключевой признак волонтерской деятельности. Подобные упущения, посягающие на «добрую волю» — базовый принцип безвозмездного служения обществу – отмечаются не только в практике НКО, но и в национальной Стратегии развития гражданского общества (Civil Society Strategy)[1], громко заявившей о намерении правительства «устранить барьеры» для участия граждан в добрых делах, но не обозначившей никаких конкретных мер по устранению существующих недочетов и препятствий. Об этом говорится в отчете «Ценность добровольчества на Севере Англии» (The Value of Volunteering in the North), подготовленном исследовательским центром IPPR North по итогам опроса 3 500 НКО. Авторы документа также отмечают, что масштабные программы, подобные «Национальной гражданской службе» (The National Citizen Service), больше подходят для крупных благотворительных институтов и не учитывают того, что практически 2/3 малых организаций не готовы к приему волонтеров в массовом порядке, и чаще всего нуждаются в помощи немногочисленного, но постоянного, хорошо подготовленного контингента добровольцев. Поэтому эксперты посоветовали государству и НКО-сектору отказаться от погони за высокими количественными показателями, и сконцентрировать усилия на «повышении качества» волонтерской работы. А коллеги из США — в лице консалтинговой организации Fidelity Charitable – направили свой исследовательский интерес в другое русло, и, в частности, выяснили, что по мере накопления добровольческого опыта доноры становятся более щедрыми. Об этом сообщили 79% из 1 136 респондентов. При этом суммы, перечисляемые волонтерами на добрые дела, в 10 раз превзошли показатели «не-волонтеров». Опираясь на полученные данные, эксперты Fidelity Charitable посоветовали НКО-сектору обратить особое внимание на три стратегии:
· Средний национальный показатель удержания волонтеров в США – 65 %
· Средний показатель удержания доноров – 46% · Средний размер вклада донора в выполнение миссий НКО — $326 · Эквивалент стоимости 1 часа работы волонтера в 2018 году — $24,69 · Среднегодовое количество часов, посвященных безвозмездной работе для НКО — 32 часа · Годовой эквивалент стоимости работы 1 добровольца – $790 Вывод: Не сумев удержать 1 донора-волонтера, НКО теряет $1 118 в год. |
- Удержание сторонников — данная деятельность требует внимания к ожиданиям волонтеров и доноров; признания их заслуг; коммуникации, формирующей общее представление о ценности программ НКО; и регулярной трансляции историй успеха и другой полезной информации;
- Конвертация добровольцев в доноров — строится на уважении к работе волонтеров, освещении их индивидуального вклада в общее дело, и распространении обращений за финансовой поддержкой в аудитории добровольцев;
- Конвертация доноров в добровольцев — требует изучения интересов благотворителей, информирования доноров о возможностях волонтерского участия в жизни НКО, «усиления» обращений к донорам краткими анонсами добровольческих вакансий, и публикации сведений о достижениях волонтеров.
Хорошим стимулом к ускоренному освоению этих стратегий должны послужить выводы еще одного отчета – «Куда делись волонтеры Америки?» (Where Are America’s Volunteers?) – основанного на сведениях Бюро переписи населения (The U.S. Census Bureau) и Бюро трудовой статистики США (The Bureau of Labor Statistics). В нем приведены данные, свидетельствующие о том, что в период с 2003 по 2005 гг. доля граждан-волонтеров составляла 28,8%, а к 2015 году сократилась до 24,9%. Примерно в это же время (в 2002-2014 гг.) показатель индивидуальных пожертвований упал с 66,8% до 55,5%. Этой информации должно быть достаточно, чтобы осознать необходимость обновлений, создать общую базу данных «доноры+добровольцы» и оптимизировать работу по привлечению разных видов ресурсов. Перестройка внутренних процессов вызывает у 30% НКО значительные трудности (об этом говорят результаты опроса, проведенного международной волонтерской службой VolunteerHub), однако положительная отдача в итоге оправдывает все тревоги, затраты и ожидания.
Источники: Civil Society Media Ltd, (1) (2) (3) GuideStar (4) The Philanthropy News Digest.
[1] Читайте об этом в статье «Великобритания встречает Стратегию развития гражданского общества». См. Дайджест публикаций международного филантропического сообщества № 78 (4), октябрь 2018 г.