Измерение социальной эффективности — ребус для ответственных инвесторов

В последнее время появилось много пособий по измерению воздействия на общество (social impact), разработанных с  конкретной целью — улучшить практику управления социальной эффективностью. Авторы этих документов зачастую полагают, что их советы отвечают запросам всех стейкхолдеров, забывая о том, что получатели инвестиций в лице социальных предприятий (СП) и инвесторы (в т.ч. грантмейкеры) решают разные задачи. Международная ассоциация Social Value International («Социальная ценность», Великобритания), в частности, отметила, что в идеале СП должны стремиться к тому, чтобы их положительное влияние на жизни людей было максимальным; благополучатели, в свою очередь, должны требовать от СП ответственного отношения к обществу и окружающей среде; а советники и консультанты – такие как Keystone Accountability или Feedback Labs – должны отражать эти ожидания в своих рекомендациях и документах. И чтобы существующая модель взаимоотношений приблизилась к этому идеалу, инвесторы и грантмейкеры должны выполнять свою часть задач – выбирать именно те инициативы, которые ориентируются на внедрение практик с доказанной эффективностью, и содействовать тому, чтобы СП добивались лучших результатов и были способны подтвердить свои достижения. Эта «почетная миссия» является очень важной, но во многих случаях невыполнимой, поскольку в инвестиционных портфелях чаще всего присутствуют СП, которые (а) оценивают изменения исключительно с позиции собственных целей, забывая о потребностях других стейкхолдеров; (б) не особо активно вовлекают благополучателей в обсуждение вопросов оценки; (в) некорректно формулируют программные приоритеты; (г) не оценивают глубину, масштабы и значение происходящих перемен; и (д) не всегда используют методы и подходы, обеспечивающие точность и строгость измерений. В итоге на стол инвестору ложатся сведения, непригодные для сравнительного анализа, выявления лучших практик, и принятия объективных инвестиционных решений. Существует ли выход из этой ситуации? – безусловно, да. Но для этого нужно «вернуться к истокам» — к людям, на которых воздействуют инициативы, и к созданию условий, при которых эти люди смогут требовать от организаций строгой подотчетности, побуждая их к получению максимального социального эффекта. Это значит, что инвесторам нужны СП, которые меняются вместе с окружающим миром, учитывают интересы целевых аудиторий и поддерживают с потребителями услуг постоянную обратную связь. Инструментарий, позволяющий оценивать организации по таким параметрам, уже разрабатывается, а один из ресурсов доступен для освоения прямо сейчас. Это «Самостоятельная оценка социальной ценности» (Social Value Self-Assessment Tool), проведение которой является частью сертификационного процесса британской национальной сети Social Value UK. Основываясь на баллах, присвоенных СП по итогам оценки, инвесторы выясняют, насколько серьезно организации относятся к созданию социальных благ, определяют общее состояние своих портфелей по параметру подотчетности, и следят за динамикой этого показателя, убеждаясь в наличии или отсутствии прогресса. Эксперты SVI считают подобные инструменты обязательными для использования: с их помощью инвесторы могут найти ответы на самые главные вопросы: Насколько эффективно СП распоряжаются доверенными ресурсами? И можно ли считать полученные результаты предельно возможными и полезными для общества?

 

Источник: Social Value International

Добавить комментарий