Особенности оценки для организаций с ограниченным жизненным циклом

Когда «часы тикают», нужно действовать оперативно и расходовать ресурсы с максимальной пользой. Поэтому организации, создающиеся на определенный срок, могут использовать оценку для ускорения прогресса в достижении конечной цели и для изучения глубинных изменений, происходящих в обществе благодаря их деятельности (impacts). О том, как правильно построить эту работу, рассказывают эксперты НКО ClearWay, которая была создана в 1998 году, чтобы за 25 лет существенно понизить показатели курения в американском штате Миннесота и тем самым повысить качество жизни людей. Сначала команда ClearWay действовала «как все» — оценивала результаты отдельных программ и демонстрировала общественности свои успехи и прозрачность. Однако через 10 лет стало ясно, что время и ресурсы быстро убывают, и для получения ощутимых социальных эффектов нужно тщательно продумывать каждый шаг и строго следовать своим приоритетам. Чтобы реализовать этот план, организация воссоединила «источники вдохновения» (свои ожидания относительно наследия, которое НКО оставит после себя) с тактическими и весьма «земными» задачами. В этом ей помогли новые подходы к оценке, с помощью которых были найдены лучшие решения. Опираясь на полученный опыт, НКО ClearWay подготовила для коллег по «цеху» три практические рекомендации:

  • Внедрите «цели создания наследия» (legacy goals) в концепцию оценки, ориентированную на долгосрочные горизонты, и, затем, наблюдайте за прогрессом в достижении этих целей. Прежде всего, замените вопрос «Как мы узнаем о том, что продвинулись в реализации стратегического плана?» на другой – «В какой мере наши инициативы способствуют достижению целей создания наследия?». А чтобы поступающая информация была актуальной и «полезной в обиходе» — пригодной для оперативной корректировки курса, детально проработайте показатели эффективности и следите за их изменениями.
  • Проводите «программные оценки» (programmatic evaluations) очень избирательно, отдавая предпочтение инновационным моделям или подходам к оказанию услуг, которые могут значительно ускорить выполнение миссии. При этом необходимо следить за тем, чтобы результаты оценки были доступны профессиональному сообществу и другим стейкхолдерам. Так вы добьетесь большего эффекта.
  • Измеряйте воздействие своих программ или политик на общество (impact) с интервалом в 5 или 10 лет. Эта информация поможет определить наиболее эффективную инвестиционную стратегию. В последние годы НКО ClearWay, например, освоила методику имитационного моделирования, которая помогла ей и ее партнерам выбрать самые лучшие стратегии и существенно улучшить результаты работы.

Данные рекомендации адресованы, прежде всего, организациям с ограниченным жизненным циклом, но они также будут полезны и другим НКО – планирующим работать «долго-долго». Следуя советам ClearWay, институты НКО-сектора смогут узнать, насколько оправдан их подход к решению социальных проблем, и достаточно ли эффективны их инициативы.

 

Источник: The Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий