Подсказки от экспертов: как правильно преподнести данные о социальных результатах

Чтобы достойно продемонстрировать свои достижения донорам и сторонникам, НКО затрачивают много времени и сил. Однако грантодающие фонды все равно испытывают серьезные трудности с обработкой и анализом данных, потому что сведения, отраженные в отчетах НКО, как правило, не структурированы и представлены в разных форматах. И с этим надо что-то делать. Эксперты американского фонда Common Counsel Foundation, выполняющего функции грантмейкера и консультанта, подготовили серию полезных советов, которые помогут НКО и фондам добиться относительного взаимопонимания и повысить отдачу от работы с данными:

  • Различайте «краткосрочные результаты» (outputs) и «изменения в жизни людей и сообществ» (outcomes). Если, например, вы решаете проблему бездомности, то сообщение о количестве койко-мест, предоставленных нуждающимся (output), не скажет вашим стейкхолдерам ничего конкретного. А вот если получатели ваших услуг покинут улицы и трудоустроятся, то это уже будет изменение, имеющее для общества реальную ценность (outcome).
  • Обозначьте для себя четкую цель и составьте план ее достижения. В силу нечеткой формулировки миссии многие НКО действуют «по наитию», не имея базовых ориентиров. Исправить эту ситуацию поможет Теория изменений (ToC — theory of change), воссоединяющая текущую деятельность с желаемыми результатами и долгосрочными эффектами. О процессе создания этого документа подробно говорится в специальном пособии Фонда Энни И. Кейси (The Annie E. Casey Foundation).
  • Концентрируйтесь на самых важных показателях. НКО нередко собирают слишком много лишней информации. Не тратьте силы понапрасну: загляните в Теорию изменений, и выберите ключевые критерии успеха.
  • Разъясняйте, как сложилась бы ситуация, если бы вашей программы не было. Сравнивая результаты участников программы с показателями контрольной группы (не получающей услуги), можно наглядно продемонстрировать динамику положительных изменений.
  • Подкрепляйте количественные данные историями, фактами и визуальными элементами. Описание изменений в жизни благополучателей, высказывания партнеров, диаграммы, инфографика, фотографии и видеоматериалы – это мощный арсенал, способный сделать ваши документы более наглядными и «живыми».
  • Не скрывайте информацию о своих неудачах. Эти сведения помогут другим НКО снизить риски и улучшить работу. Но обсуждать подобный опыт лучше не в заявках, а в ходе личного общения со специалистами фонда.
  • Излагайте заявки для фондов простым и понятным языком. Используйте столько сведений, сколько захотите, но помните — краткость и конкретность всегда приветствуются. Самых наглядных цифр и фактов, как правило, бывает достаточно. Также следите за тем, чтобы в документе хорошо просматривалась основная идея, а компоненты заявки раскрывали ее логично и последовательно.
  • Инвестируйте ресурсы в развитие практики измерения и оценки. Не располагая достоверными сведениями о своих достижениях и неудачах, вы не сможете своевременно скорректировать курс, добиться лучших результатов, и убедить доноров в том, что ваша работа заслуживает поддержки. Поэтому не скупитесь – вложения в развитие компетенций обязательно себя оправдают.

 

Источник: The Chronicle of Philanthropy

Добавить комментарий