Секреты полезной оценки: культура работы с данными должна быть на высоте

Уважаемый лектор Стэнфордского университета (The Stanford University; США) Кэтлин Келли Дженас (Kathleen Kelly Janus) на протяжении пяти лет изучала работу НКО и установила очень неприятный факт: несмотря на то что сбором данных занимается подавляющее большинство  опрошенных организаций (75%), всего лишь 6% респондентов уверено заявляют о том, что эта информация используется эффективно. Вывод напрашивается сам собой: культура работы с данными оставляет желать лучшего, и результаты мониторинга и оценки содействуют положительным изменениям в обществе в меньшей степени, чем могли бы. Чтобы немного «озадачить» НКО и побудить их к активным действиям, г-жа Дженас приводит данные еще одного опроса, в котором приняли участие 250 социальных предприятий (СП) – организаций, которые измеряют свои результаты с момента запуска проектов и выходят на уровень широкого внедрения новых моделей и практик гораздо быстрее, чем многие НКО. Существенная разница в подходах объясняется тем, что люди работают в НКО «по зову сердца», и отнюдь не всегда обладают необходимыми компетенциями. Ситуация непростая, но при желании ее можно исправить, следуя простым, но весьма полезным рекомендациям:

  • Уясните разницу между результатами краткосрочного характера и изменениями в жизни целевых групп. Значение этого совета хорошо разъясняет пример из практики: в течение года социальную платформу One Degree посетили более 40000 человек. Цифра впечатляет, однако создатели ресурса достаточно быстро поняли, что этот «пижонский» показатель не объясняет, сколько именно малоимущих семей получили помощь, и как эта поддержка повлияла на их жизненные обстоятельства. Для объективной оценки эффективности была разработана специальная система измерений, нацеленная на сбор данных о наиболее востребованных услугах, реальных обращениях в социальные службы, видах оказанной помощи и т.д.
  • Формулируя показатели, мыслите творчески. НКО Row New York, предлагающая подросткам из социально уязвимых семей услуги тьюторов и спортивных тренеров по гребле, считает своей главной задачей «воспитание характера». В ходе оценки социальной эффективности команда организации доказала, что юноши и девушки, которые были готовы выходить «на воду» в любую погоду (а таковых оказалось достаточно), оказались способными «проявлять характер» в разных обстоятельствах, и продемонстрировали существенные достижения в учебе и в жизни.
  • Оценивайте свою деятельность с позиции выполнения миссии. НКО At The Crossroads («На перепутье», г. Сан-Франциско) помогает подросткам из неблагополучных семей преодолевать жизненные трудности и обретать достойное место в обществе. В каждом индивидуальном случае это очень долгий сложный путь. И чтобы убедиться в целесообразности своих услуг и наличии прогресса, команда НКО разбила процесс сопровождения детей на несколько этапов, и разработала для каждого из них уникальные наборы показателей.
  • Ищите возможности для подтверждения результатов достоверными данными. НКО Braven помогает выпускникам колледжей из небогатых семей находить подходящую работу. Не имея средств для проведения дорогостоящих рандомизированных контролируемых исследований, организация использует альтернативный вариант, позволяющий получать доказательную информацию высокого качества: с помощью небольших, но важных для молодежи стимулов в виде подарочных сертификатов от Amazon, оценщики Braven привлекают студентов в контрольную группу и сравнивают их показатели с достижениями своих подопечных.

В этих подсказках нет ничего сверхсложного, и НКО могут сделать первые шаги, полагаясь на существующие возможности. Однако без дальнейшей поддержки со стороны доноров прогресс застопорится. Поэтому еще одну рекомендацию Кэтлин Дженас адресовала фондам и операторам грантовых программ: смелее вкладывайте средства в развитие организационного потенциала НКО, и культура работы с данными в некоммерческом сообществе улучшится в обозримом будущем.

Источник: The Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий