После продолжительных широких консультаций, стартовавших еще в ноябре 2017 года, правительство Соединенного Королевства опубликовало Стратегию развития гражданского общества (Civil Society Strategy; август 2018 г.), суть которой заключается в «укреплении сообществ посредством объединения усилий НКО, бизнеса и государственного сектора» и «создании условий, при которых граждане смогут влиять на процессы принятия решений». Представители власти также говорят о том, что идеи, положенные в основу документа, существенно дополняют бизнес-стратегию, направленную на решение важных задач экономического развития страны. Для воплощения амбициозных планов предполагается обновить Закон о социальной ценности (The Social Value Act); пересмотреть подходы к льготному налогообложению инвестиций, содействующих общественным преобразованиям; и воплотить в жизнь принципы Соглашения, подписанного государством и Третьим сектором в 2010 году (The Compact). Но чтобы эффект был максимальным, некоммерческим организациям, претендующим на госконтракты, следует составить для себя более четкое представление о «социальной ценности», а всему сектору необходимо «влиться в ряды активных участников технологической революции» и «усилить добрые дела цифровыми возможностями». Правительство приветствует формирование «открытых данных» (open data) и призывает улучшить виртуальную инфраструктуру гражданского общества коллективными усилиями. Помимо этого, малые НКО и социальные предприятия местного уровня, для которых борьба за госконтракты стала непосильной ношей, с нетерпением ждут возрождения практики грантмейкинга, который должен вернуться в их жизнь в новом формате «Grants 2.0» — в сочетании с другими финансовыми механизмами. С целью воплощения этого сценария на базе инвестиционного фонда Access будет создан эндаумент (endowment) в размере 60 млн фунтов стерлингов. Наряду с этим, для использования ресурсов на принципах возвратности планируется разбудить «спящие благотворительные трасты» (dormant charitable trusts), которые за два года потратили на поддержку НКО менее 30% доходов. Пока речь идет о сумме в 20 млн фунтов, а также упоминается еще один специальный пул — в размере 145 млн фунтов — предназначенный для развития молодежных инициатив и финансовой инклюзивности. Суммы и масштабы впечатляют, однако не менее важный вопрос об освоении пенсионных, страховых и других активов стоимостью в 2 млрд фунтов пока отложен «на потом». Есть и другие обстоятельства, которые очень смущают лидеров Третьего сектора. Глава Национального совета добровольных объединений (NCVO) Сэр Стюарт Этерингтон (Sir Stuart Etherington), в частности, отметил, что стратегия пройдет проверку на прочность и подтвердит свою ценность только в том случае, если инфраструктурные организации сектора станут постоянными участниками нормотворческой деятельности, а малые и крупные институты гражданского общества будут вовлекаться в публичные дискуссии на равных условиях с другими игроками. Полностью разделяя это мнение, многие эксперты и обозреватели назвали документ «декларацией благих намерений» и, в свою очередь, предложили пересмотреть Закон о лоббировании (Lobbying Act), а также исключить из грантовых соглашений специальные положения, которые ограничивают правозащитную и представительскую деятельность НКО.