Центр эффективной филантропии (CEP – The Center for Effective Philanthropy; США) предлагает ознакомиться со «Сравнительным анализом ролей и обязанностей программных специалистов» (Benchmarking Program Officer Roles and Responsibilities). Составляя «портрет» столь важной для фондов категории работников, авторы документа отметили, что сотрудники программных отделов
- хорошо образованы: среди 150 респондентов (представляющих фонды с годовыми грантовыми пулами не менее 5 млн долларов) 70% имеют степень мастера или доктора, но только 16% программных специалистов (ПС) сформировали отчетливое представление о своем дальнейшем продвижении по службе. По мнению вице-президента Фонда округа Сонома (The Community Foundation Sonoma County; штат Калифорния) Кэрин Демарест (Karin Demarest), эти данные говорят о том, что фонды, вероятнее всего, недооценивают риски потери образованных и мотивированных профессионалов, заслуживающих поощрения в виде карьерного роста. Проблема удержания таких сотрудников особенно актуальна для небольших фондов.
- ценят свою профессию: 92% респондентов полностью разделяют ценности и миссии своих фондов, а 94% продемонстрировали высокую степень вовлеченности и удовлетворенности своей работой. Однако многие из них (75%) пожаловались на то, что выполнение внутренних административных процедур отнимает у них слишком много времени. Подавляющее большинство (98%) опрошенных отметили, что поддержание конструктивных отношений с грантополучателями имеет определяющее значение для достижения целей фонда, и хотели бы посвящать укреплению контактов с НКО больше времени.
- осведомлены о состоянии дел в НКО: 85% ПС знают о трудностях, с которыми сталкиваются их подопечные НКО, а 79% опрошенных в свое время сами были получателями грантов. И примерно столько же ПС (75%) уверено заявляют о том, что с помощью доступных ресурсов благотворительные организации оказывают на общество максимально возможное воздействие. При этом 96% респондентов отмечают, что изучение опыта грантополучателей должно быть обязательным компонентом их профессионального развития; а 53% ПС считают, что взаимодействие с НКО должно занимать значительную часть рабочего времени. Однако тех, кому удается воплощать эти идеи на практике, оказалось совсем немного — не более 36%.
Опираясь на полученные данные, Центр СЕР рекомендует фондам направить усилия на решение трех важных задачах: (1) обозначить для своих ПС реальные перспективы построения карьеры; (2) снизить внутреннюю бюрократию, упростив процедуры работы с грантами; и (3) усилить обучающие программы для ПС тренингами по измерению и оценке социальных результатов.
А что касается самих программных сотрудников, то им эксперты настоятельно рекомендуют (1) активнее общаться с НКО, (2) проявлять искренний интерес к вопросам организационного развития получателей грантов, (3) не увеличивать нагрузку, связанную с отчетностью НКО перед фондами; (4) добиваться поддержки основной деятельности НКО (general operating support) – когда это необходимо и обосновано; и (5) содействовать укреплению контактов НКО с другими донорами.
«Программные специалисты — ценнейший актив любого фонда, но до сегодняшнего дня мы не располагали достаточной информацией для его целенаправленного развития, — поясняет представитель Центра СЕР Дженнифер Гликман (Jennifer Glickman). – Данное исследование [проведенное при поддержке Фонда Риты Аллен (The Rita Allen Foundation) и Фонда С.Д. Бечтеля-младшего (The S.D. Bechtel, Jr. Foundation)] позволяет подробно ознакомиться с особенностями работы сотрудников, обеспечивающих связь фондов с целевыми аудиториями, и скорректировать подходы к обучению, удержанию ПС, и эффективному применению их талантов».
Источники: The Philanthropy News Digest, The Center for Effective Philanthropy (1), (2), (3)