Глава образовательного отдела международной НКО The Life You Can Save («Жизнь, которую ты можешь спасти») Джон Беар (Jon Behar) отмечает, что программы профессионального обучения для специалистов социального сектора постоянно развиваются, а что касается подготовки граждан к филантропической практике, то с этим есть некоторые затруднения. Анализируя существующий опыт, эксперт выделил три категории инициатив, которые помогают людям приобрести знания и навыки, позволяющие ориентироваться в море информации и обдумано выбирать получателей помощи. В первую категорию вошли так называемые «традиционные» программы, в ходе которых участники (как правило, студенты) получают деньги и используют их для благотворительных пожертвований в пользу НКО. Так в целом выглядит подход, получивший название «эмпирической филантропии» (experiential philanthropy), который был впервые применен в 1999 году в Университете Северного Кентукки (The Northern Kentucky University). За прошедшие годы он так и не получил широкого распространения, несмотря на активную поддержку со стороны солидных доноров — таких, например, как семья Баффет (Buffett). «Слабыми местами» данного подхода, по мнению Беара, является чрезмерная продолжительность и ресурсоемкость. Так, в ходе обучения на базе «Филантропической лаборатории» (Philanthropy Lab), которое длится целых два семестра, студенты Стэнфордского университета (The Stanford University) расходуют на пожертвования 50 000 долларов. Это очень внушительная сумма, которую не готовы взять на себя местные доноры. Основываясь на результатах эксперимента, проведенного в сотрудничестве с коллегами из Университета Джорджа Мейсона (The George Mason University), эксперт утверждает, что небольшая сумма в размере 10 долларов на одного участника тоже дает очень хороший эффект: люди не просто делают пожертвование, но также увеличивают его за счет собственных средств (в среднем – в 4 раза), и подписываются на рассылки выбранных НКО. При этом опыт непродолжительных и «менее денежных» программ (составивших вторую категорию инициатив) также показал, что навыки филантропии не обязательно приобретать в течение двух семестров – более короткие сроки тоже подходят. Наглядным примером является проект Giving Game Project («Игровая благотворительность»), который предлагает семинары, включающие введение в филантропическую практику, презентацию нескольких НКО, дискуссию / выбор потенциального благополучателя, и перевод пожертвований (обычно для этих целей выделяется не более 10-20 долларов на человека). В течение 1-2 часов интенсивной работы люди определяют свои приоритеты, узнают о разных вариантах поддержки НКО, и осваиваются в роли доноров. Начиная с сентября 2013 года, этой моделью воспользовались 80 университетов в 20 странах мира. И, наконец, в третью категорию, вошли тщательно проработанные модульные программы, пропагандирующие стратегическую филантропию. К таковым, в частности, относится Giving 2.0 («Благотворительность 2.0») –дистанционный «Массовый открытый онлайн курс» (MOOC — Massive Open Online Course), предлагаемый Фондом Лауры Арриладжи-Андрессен (The Laura Arrillaga-Andreessen Foundation)[1]. Интерес к этому ресурсу достаточно высок, однако в Отчете о социальной эффективности курса (Impact Report), говорится о том, что слушатели не проходят обучение до конца: «Первую видео-лекцию пользователи открывают в восемь раз чаще, чем последнюю». Так или иначе, но у каждого из этих трех подходов есть свои преимущества, недостатки и возможности для решения конкретных задач: традиционные программы для студентов воспитывают гражданственность и углубляют курс по управлению в НКО-секторе; краткосрочные модели отлично подходят для охвата широкой аудитории — для работы с людьми разного возраста; а такие инициативы, как Giving 2.0, являются постоянным и доступным источником обучающей информации, охватывающей самые разные аспекты благотворительности, включая вопросы проверки информации, взаимоотношений между донорами и НКО, и подтверждения результатов поддержанных проектов.
Источники: Alliance magazine, http://www.alliancemagazine.org/analysis/giving-games-better-way-teach-philanthropy/?ct=t(1504_New_month_subscribers4_1_2015)&mc_cid=a87f116b9f&mc_eid=9cbaacd7b8
[1] С подробным описанием этого курса можно ознакомиться в статье «Новый образовательный курс для филантропов», вошедшей в Дайджест № 12 (54), декабрь 2014 г.: https://ep-digest.ru/?page_id=1028