Отчетливое представление о социальном результате – ключ к успеху

Без названия (1)Представители государства, инвесторы, филантропы, лидеры некоммерческих организаций и социальных предприятий – все хотят знать, каким образом меняется жизнь людей благодаря реализации общественно значимых инициатив, и настаивают на профессиональной оценке социальных результатов (outcomes). Повышенный интерес к развитию оценочной деятельности объясняется тем, что  НКО зачастую подсчитывают, сколько бездомных людей воспользовались услугами приюта, но не сообщают о том, какой процент клиентов в итоге покинул улицы; фиксируют количество детей, прошедших курс подготовки к школе, но не имеют информации о том, как улучшились навыки воспитанников; трудоустраивают молодежь, но не знают о том, насколько это обстоятельство повлияло на доходы и экономическую безопасность получателей помощи.

Распознать и определить масштабы и параметры изменений бывает непросто, но удачные примеры из практики уже есть. Консультанты американской организации «Капитал Третьего сектора» (The Third Sector Capital Partners) предлагают ознакомиться с опытом инициативы «Партнерство во имя успешной семьи» (PFS — Partnering for Family Success Program; штат Огайо, г. Кливленд), которая стремится к тому, чтобы дети из бездомных семей находились в фостерной системе как можно меньше. Программа, разработанная графством Кайахога и рассчитанная на пять лет, будет обслуживать 135 семей, нуждающихся в жилье и иных видах поддержки. Работу в рамках PFS вызвались финансировать несколько филантропических организаций, которые смогут вернуть вложенные ресурсы (в виде возмещения из бюджета графства) только при одном условии – если программа продемонстрирует четко обозначенные положительные социальные результаты. Для мониторинга, описания, измерения и анализа изменений была разработана специальная методика, основанная на «классических» вопросах, которыми обычно пользуются журналисты в процессе подготовки новостных репортажей:

  • К чему мы стремимся? Постановка цели – важнейшее дело: если формулировка будет туманной, то прийти к согласию относительно успеха (или провала) программы будет сложно. Первый вариант цели для программы PFS звучал как «снижение уровня бездомности среди семей, взаимодействующих с системой защиты детства». Но в ходе совместной работы заинтересованных сторон, которая включала изучение официальных данных и результатов обратной связи с представителями сообщества, цель обрела более четкие очертания и стала звучать более конкретно: «сокращение времени пребывания детей в системе патронатного воспитания».
  • Кому мы пытаемся помочь?Очертив для себя круг благополучателей, НКО могут более точно определять достижимые и адекватные социальные результаты. В качестве целевой аудитории программа PFS выбрала бездомные семьи с детьми, изъятыми органами опеки, и благодаря этому установила взаимосвязь между отсутствием жилья у родителей и продолжительностью пребывания детей в государственных учреждениях или фостерных семьях. Данный вывод помог сформулировать цель программы  и привлечь партнеров из разных секторов.
  • Чем объясняется выбор в пользу какого-либо конкретного подхода? Официальные данные графства Кайахога свидетельствуют о том, что семьи, нуждающиеся в жилье, в большинстве случаев также являются клиентами Службы помощи семье и детям. Поэтому программа PFS сочетает в себе сразу два вида услуг: обеспечение жильем и семейный консалтинг.
  • Когда мы узнаем о том, что добились успеха? После старта программы некоторые социальные результаты наблюдаются почти сразу, а другие виды изменений — только через несколько лет. Раньше графство использовало такие показатели, как «количество людей, получивших жилье», или «количество воссоединившихся семей». Но теперь появился показатель, отражающий ориентацию инициатив на долгосрочные горизонты – «сокращение количества дней, проведенных детьми в системе опеки и попечительства за последние пять лет».
  • Как мы узнаем о том, что добились успеха? Дебаты о лучших методах оценки социальных результатов продолжаются не первый год. Но графство Кайахога отдает предпочтение рандомизированным контролируемым исследованиям (РКИ), обосновывая свой выбор двумя ожиданиями: (1) желанием видеть связь между мероприятиями программы и изменениями в жизни людей / сообществ, и (2) потребностью в создании базы данных, необходимой для обучения и применения передового опыта в рамках других похожих инициатив.
  • В какой момент мы приступаем к созданию результатов? Очевидно, что социальное вмешательство лучше начинать в тот момент, когда возникает проблема с жильем — когда семья входит в кризис и утрачивает стабильность. Однако аналитическая база графства Кайахога пока не настолько сильна, чтобы распознавать трудности на раннем этапе. Поэтому программа PFS построена таким образом, чтобы в зависимости от наличия необходимой информации, оказание помощи происходило в тот период, когда существует возможность для повышения качества жизни и сохранения семьи.

Поиск ответов на эти вопросы помогает разрабатывать программы, отвечающие реальным потребностям людей и объективно оценивать полученные результаты. Но представители власти вполне могут задать еще один вопрос: Каким образом работа по определению, измерению и созданию социальных благ может посодействовать развитию законодательства и системным изменениям? Это, пожалуй, самая важная информация для тех, кто действительно стремится улучшить условия жизни малоимущих категорий населения.

Партнерские организации графства Кайахога приложили достаточные усилия и посвятили много времени созданию программы, которая в полной мере заслуживает поддержки со стороны налогоплательщиков. О том, какое наследие создаст данная инициатива, мы узнаем только через пять лет — когда все намеченные планы будут выполнены. Но уже сейчас понятно, что если поставленные цели будут достигнуты, но правительство графства впоследствии вернется к традиционной практике (модели, в которой государство платит провайдеру на основе информации о количестве людей, получивших услуги), то о победе не может быть и речи. Потому что смысл работы по усилению ориентации на социальные результаты заключается именно в том, чтобы государство и социальный сектор начали взаимодействовать и вести дела по-новому. В случае благоприятного сценария (если пребывание детей в патронатных семьях или государственных учреждениях сократится), то PFS станет модельной практикой, которую можно будет применять в других социальных службах и в разных сегментах деятельности. А будет ли программа успешной, поможет выяснить продуманная система оценки, которая (а) предназначается для решения актуальных проблем с опорой на достоверные данные, (b) предлагает определять эффективность исходя из полученных результатов, и (с) формирует устойчивую обратную связь со всеми заинтересованными субъектами и тем самым создает условия для постоянного обучения и совершенствования важных социальных услуг.

 

Источник: The Stanford Social Innovation Review, https://ssir.org/articles/entry/a_question_of_outcomes

Добавить комментарий