Результаты измерений должны побуждать к действиям: от доказательств к развитию практики

Без названия (1)Американский фонд «Один акр» (One Acre Fund), поддерживающий малых фермеров в странах Восточной Африки, считает, что некоммерческому сектору необходимо активизировать  дискуссию о новых подходах к оценке и методах измерений, нацеленных на получение максимального социального эффекта. Общий вопрос, на который предлагается поискать ответ, звучит так: «Какие основания и аргументы должны побуждать лидеров НКО к принятию решений, способствующих созданию более значительных социальных благ для потребителей услуг?». А в качестве фактуры, отчасти раскрывающей суть этого посыла, эксперты подготовили обзор исследований, проведенных фондом за последние десять лет. В ходе анализа информации авторы обзора – Мэтью Форти (Mattew Forti) и Ким Сигал (Kim Siegal) – выделили основные вопросы оценки, которые больше всего способствовали получению достоверных / качественных данных, соответствующих представлениям о научной точности, и выводов, обладающих высокой практической ценностью:

  1. Движущие силы устойчивых изменений в обществе: Существуют ли какие-либо особые условия или компоненты программы, которые способствуют значительному увеличению результатов?

Для НКО, предоставляющих целый комплекс услуг, изучение социального эффекта отдельных компонентов или направлений может стать первым шагом на пути к корректировке и развитию программ и стратегий. Фонд One Acre Fund предлагает широкий спектр услуг в сфере финансирования аграрных предприятий, доставки ресурсов и обучения фермеров современным методам ведения сельского хозяйства. Команда организации стремится понять, является общий эффект суммой отдельных компонентов, либо превышает ее по каким либо причинам. Например, в 2015 году самый высокий урожай бобовых и самый высокий социальный возврат на инвестиции наблюдался у тех фермеров, которые благодаря финансовой и ресурсной поддержке фонда получили доступ к удобрениям, и строго придерживались рекомендаций, озвученных в ходе тренингов.

  1. Распределение эффекта: Не являются ли хорошие результаты программы заслугой конкретной успешной подгруппы?

Большинство организаций обычно измеряют и публикуют средние показатели результативности, за которыми порой стоит «сверхэффективность» малого числа участников, скрадывающая низкую эффективность большинства. Команда фонда преодолевала эту проблему двумя способами:

  • рассчитывала и сравнивала медианные и средние показатели. Фонд заслуженно гордится тем, что медианная эффективность его программ практически не отличается от средних значений.
  • недавно стала проводить углубленный анализ урожайности по подгруппам, которые различались по размерам домохозяйств, уровню образования, возрасту, полу и экономическому положению. Оказалось, что самые заметные различия наблюдаются среди участников разного возраста: взрослые фермеры получают более значительные результаты, а молодые – более скромные. Ознакомившись с этими данными, фонд провел дополнительные исследования и наметил ряд мер по привлечению, удержанию и поддержке молодежи.
  1. Устойчивость эффекта: Каким образом результаты клиента меняются с течением времени?

Информация, поступающая в ходе лонгитюдных исследований, тоже представляет собой богатый материал для улучшения программ. Фонд, в частности, выяснил, что клиенты, которые числятся в списках участников на протяжении долгого времени, получают с каждого акра более солидный урожай, выделяют под программу более значительные площади, и чаще приобретают «сопутствующие» продукты для повышения качества жизни (такие, например, как осветительные приборы и бытовая техника на солнечных батареях). Все это усиливает социальный эффект и ведет к увеличению ресурсных вливаний в хозяйство, поддерживающих дальнейший рост урожайности после выхода из программы (в сравнении с не-клиентами). Эти выводы говорят о том, что меры по удержанию клиентов могут посодействовать более значительным, глубоким изменениям. Поэтому фонд постоянно обновляет стратегии ценообразования, конфигурацию пакета услуг и список дополнительной продукции.

  1. Внешние факторы устойчивых изменений: Какие положительные и/или отрицательные виды воздействия на людей и сообщества влияют на программу косвенным образом?

Деятельность НКО всегда соприкасается с внешними субъектами или обстоятельствами. Чтобы расширить зону своего влияния, фонд поощряет применение доходных фермерских практик в смежных сообществах, не входящих в круг клиентов программы. Исследование, проведенное в Кении, показало, что соприкосновение с инициативами фонда помогло «соседям» увеличить урожайность кукурузы на 45 кг, которые могут послужить пищей для семьи в течение целого месяца. Однако это дополнительная активность ведет к перенасыщению продукцией местных рынков и сбивает цены на зерновые. Ответной мерой на этот отрицательный эффект стало предоставление займов на создание хранилищ, позволяющих продавать зерно в конце сезона, когда цены выше.

Эксперты фонда отмечают, что эти четыре вопроса показали себя как самые лучшие поставщики актуальной информации и стимулы для постоянного обучения. Их стоит взять на заметку и использовать для расширения горизонтов и развития культуры измерения и оценки.

Источник: The Stanford Social Innovation Review

Добавить комментарий