Члены самых эффективных руководящих органов НКО участвуют в фандрайзинге на 100%. Вкладывая собственные ресурсы в свои организации, они демонстрируют сообществу уверенность в социально значимых миссиях, берут на себя ответственность за их выполнение, и заявляют о своей лидерской позиции. Об особенностях и значении данной практики размышляют эксперты международного уровня.
Согласно Национальному индексу управления некоммерческими институтами – 2015 (National Index of Nonprofit Board Practices 2015), 80% американских НКО разработали политики, требующие от членов советов директоров (СД) постоянного финансового участия в жизни организаций. Основываясь на этих документах, примерно 88% СД приступили к выполнению своих обязательств, но 100%-ное участие было зафиксировано только в 60% случаев. По мнению опытного консультанта Гейл Перри (Gail Perry), члены СД должны «с гордостью вносить личный вклад» в свои НКО («Proud Personal Gift»), следя за тем, чтобы поддержка была именно финансовой – ее нельзя подменять «временем» или «знаниями». Эти и многие другие нюансы должны быть отражены в «Политике индивидуальных пожертвований или привлечения установленной суммы извне» (“Give or Get” Policy). Например, члены СД решили, что в течение года каждый из них должен пополнить бюджет НКО на 5 000 долларов – внести собственные средства (сразу или по частям), либо найти доноров, которые пожертвуют соответствующую сумму (единовременно или постепенно). Официальное утверждение подобных обязательств свидетельствует об ответственности СД, но не означает его готовности к фандрайзингу. Поэтому организация должна оказать своим лидерам всю необходимую поддержку.
Чтобы продвинуться в решении этой важной задачи, эксперты рекомендуют обратить внимание на разработки британского Института фандрайзинга (IoF – The Institute of Fundraising), который осенью 2016 года выпустил Практическое пособие по привлечению ресурсов для высших руководящих органов НКО (Trustees and fundraising: a practical handbook). Этот документ, подготовленный в сотрудничестве с лидерами сектора — Группой «Финансы для благотворительных инициатив» (Charity Finance Group) и Национальным советом добровольных объединений (The National Council for Voluntary Organisations), дополняет специальное руководство Комиссии по делам благотворительности (The Charity Commission), известное как CC20. «Пособие рассказывает о том, как советы директоров могут внедрить фандрайзинг в свои рабочие процессы, — поясняет глава IoF Питер Льюис (Peter Lewis). – Последние полтора года были очень трудными для Третьего сектора…, но в итоге члены СД получили материалы, которые помогут им обрести уверенность в своих силах и взглянуть на практику привлечения ресурсов стратегическим взглядом».
Источники: Fired-up Fundraising, BoardSource, Civil Society Media Ltd.