Инновации в сфере оценки социального эффекта

Сфера «инвестиций, содействующих преобразованию общества» (impact investments) развивается быстрыми темпами. Согласно данным Комитета инвесторов Глобальной сети GIIN (The Global Impact Investing Network’ s Investor’s Council), в 2015 году стоимость активов, находящихся в управлении на рынке «преобразующих инвестиций» (ПИ), составляла 60 млрд долларов. При этом практически все опрошенные инвесторы (95%) сообщили о получении положительного социального эффекта. Однако значительная часть показателей в основном вращалась вокруг результатов краткосрочного характера (outputs), таких как количество участников программ, или количество созданных рабочих мест. Данная ситуация объясняется тем, что сбор данных об эффективности является дорогостоящим и непростым занятием. А некоторые инвесторы и предприятия также считают, что оценка оттягивает ресурсы от основной деятельности. Десять лет назад так и было, но за прошедшие годы многое изменилось: современные технологии (текстовые сообщения, сбор данных на планшете, голосовая почта и т.д.), позволяют устанавливать прямую связь с широкой аудиторией потребителей и получать ценную информацию, не затрачивая значительных средств. Изучив успешный опыт пилотных предприятий, фонды Acumen и Root Capital решили распространить практику использования мобильных технологий за пределы своих программ. Для этого они подготовили обзор опыта, полученного участниками инициатив «Данные с нуля» (Lean Data; Acumen)[1] и «Клиенто-ориентированное измерение с помощью мобильных приложений» (Client-Centric Mobile Measurement; Root Capital)[2], и разработали серию пошаговых рекомендаций для начинающих:

  • Выберите инструментарий, отвечающий потребностям и специфике вашей организации.
  • Получите номера мобильных телефонов потенциальных участников дистанционного опроса.
  • Разработайте дизайн опроса, проведите «тест-драйв» и скорректируйте план действий (если необходимо).
  • Проведите опрос и внедрите его в рабочие процессы предприятия.
  • Если опрос проводится впервые, организуйте повторное анкетирование (5%-10% от общей аудитории), чтобы убедиться в отсутствии существенных расхождений в ответах на одинаковые вопросы.

Данный документ является синтезом уроков, извлеченных из опыта предприятий-получателей инвестиций, а также рекомендаций и кейсов, с помощью которых можно настроить процессы управления мобильными данными и сделать поступающую информацию ценным ресурсом для повышения эффективности социально значимых программ.

[1] См. также «Пособие по организации работы с полевыми данными. Рекомендации по сбору сведений о потребителях с целью построения более эффективного бизнеса» [The Lean Data Field Guide. Tips for Collecting Data to Build More Impactful Business] Acumen

[2] См. также «Клиенто-ориентированный подход. Оценка социального эффекта, создающая ценность для участников» [A Client Centric Approach. Impact Evaluation That Creates Value for Participants] Root Capital

Источник: Инновации в сфере оценки социального эффекта. Том Эдамс, Рохит Гаванде, Скотт Овердайк [Innovations in Impact Measurement. Tom Adams, Rohit Gawande, Scott Overdyke] Acumen, Root Capital (США). Ноябрь 2015

Добавить комментарий