Советы для фондов: управление партнерскими отношениями с государством

Презентация1Потенциал партнерства определяется качеством отношений, которые складываются между субъектами, вовлеченными в сотрудничество. Поэтому очень важно, чтобы связи между  фондами и властью развивались в конструктивном русле. Однако резкие повороты в местной и федеральной политике, законодательные ограничения, бюрократия, и многие другие «подводные камни» нередко становятся причинами существенных трудностей. Чтобы грантмейкеры смогли правильно определить мотивацию государственных структур и построить эффективную систему взаимодействия, американский ресурс Grantcraft, созданный Центром фондов (The Foundation Center), опубликовал специальную подборку профессиональных советов, основанных на передовом опыте филантропических организаций.     

УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ 

  • Начинайте с формирования добрых отношений. Не критикуйте представителей власти за инертность и бюрократию. Исходите из того, что люди, с которыми вы общаетесь, не просто стремятся к положительным изменениям, но также обладают ценными навыками, знаниями и компетенциями, которые помогают воплощать важные для общества инновационные идеи. Прислушивайтесь к своим «визави», и соотносите то, что они говорят, с миссией и целями фонда.
  • Сформируйте мотивацию к сотрудничеству в собственной организации. Характер отношений фонда с внешним миром всегда зависит от внутреннего настроя и позиции совета директоров (СД). Однако члены СД зачастую отказываются общаться с властью, полагая, что слишком тесное взаимодействие может вовлечь организацию в политические дебаты и сделать ее объектом публичной критики. Поэтому на начальном этапе сотрудничества с государственными структурами следует выбирать нейтральную тему, которая волнует значительную часть местного сообщества (например, «сохранение земельных угодий»), и через некоторое временя расширить повестку дня.
  • Изучите приоритеты и публикации потенциальных партнеров. Выясните, какую политику проводит власть конкретной территории; что уже сделано; и каковы планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Иными словами, составьте отчетливое представление о контексте, в котором предполагается выполнять социально значимые программы фонда.
  • Общайтесь искренне. Уважение и открытость – залог доверия, без которого невозможно построить прочные, надежные отношения. Не забывайте о чувстве юмора, которое удивительным образом устраняет многие барьеры и укрепляет взаимопонимание.
  • Оперативно реагируйте на проблемы этического характера. Слишком тесные отношения между грантмейкерами и властью могут привести к чрезмерному усилению влияния фондов на социально-экономическую политику разного уровня (в зависимости от масштабов и целей партнерских инициатив). Общественность не приветствует подобные сценарии. Поэтому очень важно держаться в рамках политик, устанавливающих для госслужащих этические стандарты и правила общения с внешними субъектами.

СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ 

  • Четко обозначьте собственные цели и ожидания. Партнеры должны знать, какие задачи ставит перед собой каждая вовлеченная сторона, и какие ресурсы может предложить для реализации общих планов. Все ожидания и намерения следует фиксировать в Меморандуме о взаимопонимании (МОВ / MOU – Memorandum of Understanding). С помощью данного документа (в зависимости от ситуации и потребностей) организации регулируют вопросы доступа к информации и выхода на конкретные аудитории граждан; утверждают цели и промежуточные / конечные результаты, договариваясь не менять их в одностороннем порядке; определяют размеры ресурсных и финансовых вкладов в совместную программу и т.д. При этом необходимо понимать, что работа с властью – это всегда рискованный проект, и обстановка может измениться в любой момент. Это значит, что МОВ следует рассматривать в качестве гибкого инструмента, который можно скорректировать «за круглым столом».
  • Взаимодействуйте с разными ключевыми игроками. Не делайте ставку на одну партию, одного действующего лидера или научный центр, разделяющий вашу позицию. Налаживайте мосты со всеми влиятельными субъектами, проповедующими разные идеи и взгляды. Благодаря такому подходу партнерская программа не слишком пострадает, если в верхних эшелонах власти произойдут кадровые изменения.
  • Расширяйте круг стейкхолдеров. Чем больше причастных сторон (людей и организаций) знают о деятельности партнеров, тем выше шансы получить поддержку широкой аудитории и успешно выполнить социальную программу. Некоторые фонды присуждают гранты объединениям, представляющим интересы заинтересованных профессиональных сообществ, либо самостоятельно создают дискуссионные площадки, которые координируют обсуждение инновационной идеи и/или механизмов внедрения эффективной модели / практики с учетом специфики местных контекстов.
  • Воспринимайте государство как систему. Вступая в контакт с одним государственным агентством, следует понимать, что за ним стоит целая система с множеством стейкхолдеров. Поэтому – чтобы работать более эффективно – необходимо сформировать контакты с представителями разных структур – с исполнительной властью, с участниками законотворческих процессов, с органами правопорядка и т.д. Создание межведомственных команд зачастую является хорошим решением.

 ПОДДЕРЖАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Будьте готовы к компромиссу. На решения государственных органов порой существенно влияют противоречивые политические интересы и ограничения административного характера. Чтобы сохранить партнерство в подобных обстоятельствах, фонды иногда соглашаются на увеличение ресурсного вклада и/или корректируют сроки и «географию» программ.
  • Предоставьте власти всю полноту ответственности за выполнение намеченной повестки дня. В определенный момент опытные фонды сознательно уходят на второй план, чтобы сотрудники госструктур не считали повестку «навязанной извне» и могли работать, руководствуясь установленными регламентами. Помните, скромность украшает грантмейкера.
  • Обсудите с партнерами вопросы пиара и внешних коммуникаций. Фонды и представители власти должны заблаговременно согласовать вопросы, касающиеся упоминания организаций в информационных материалах /презентациях / публичных докладах, и обсудить нюансы, затрагивающие различные аспекты репутации и бренда.
  • Предоставляйте точную и актуальную информацию. Приглашая к сотрудничеству государство, необходимо позаботиться о том, чтобы все рекомендации и предложения опирались на достоверные сведения. Партнеры будут оперировать вашей информацией в разных инстанциях, и если она окажется некорректной, то на сотрудничестве можно сразу поставить крест. Кроме того, материалы должны быть представлены в удобном формате, сообразно запросам разных стейкхолдеров. Например, член законодательного собрания не будет читать результаты научных изысканий на 100 страницах – ему просто нужно знать, в чем заключается проблема; какая аудитория получит пользу; и как будет выглядеть социальный эффект долгосрочного характера.
  • Соблюдайте режим конфиденциальности и ведите себя дипломатично. Представители власти не любят, когда информация бесконтрольно курсирует за пределами зала заседаний, потому что решения порой принимаются с учетом политических веяний и той реальности, которая складывается в конкретной сфере деятельности в данный момент времени. Сотрудникам фондов следует действовать деликатно, избегая неловких ситуаций.
  • Не забывайте о том, что вы – посол организации. Очень важно, чтобы закулисные доверительные беседы со специалистами государственных агентств не вводили вас в заблуждение: помните, для чиновников вы всегда будете пришельцем извне – представителем организации-донора, а не частным лицом, которое может озвучивать собственное (индивидуальное) мнение.
  • Занимайтесь мониторингом партнерских грантов и содержите документацию в идеальном порядке. Специалисты государственных агентств, как правило, перегружены работой. Зачастую они контролируют выполнение сразу нескольких крупных программ и несут ответственность за качество жизни множества людей, проживающих на данной территории. В такой обстановке гранты совместной инициативы могут оказаться без присмотра. Чтобы не упустить из вида важную информацию, фонды должны наладить процесс мониторинга самостоятельно, и, в частности, следить за тем, чтобы результаты всех встреч и договоренностей с получателями финансирования были отражены в меморандумах. Немаловажно, чтобы в государственном учреждении был «свой» координатор, который будет в обязательном порядке знакомиться со всеми материалами и ставить на меморандумах отметку о прочтении. Такое построение процесса поможет структурировать работу по сбору и анализу данных, которые потребуются для оценки и демонстрации социального эффекта совместной инициативы.

 Источник: Grantcraft, Working with Government. Guidance for Grantmaker. 

Добавить комментарий