Каждая компания, планирующая свое будущее на много лет вперед, стремится продемонстрировать обществу свою «корпоративную социальную ответственность» (КСО). Поэтому «менеджеров КСО» с каждым годом становится все больше и больше, однако функции и обязанности этого загадочного персонажа по-прежнему остаются тайной за семью печатями. Чтобы удовлетворить всеобщий интерес, «патриарх испанской КСО» Альберто Андреу Пиниллос (Alberto Andreu Pinillos) решил поделиться секретами своей профессии.
Основываясь на своей многолетней практике и ориентируясь на ожидания работодателей, г-н Пиниллос (который сегодня возглавляет Департамент организационного развития и корпоративной культуры в испанской телекоммуникационной компании Telefónica) подразделяет обязанности руководителя отдела по вопросам КСО на три содержательных сегмента:
- Прогнозирование событий на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Глава отдела КСО должен распознавать грядущие события, влияние которых пока неочевидно, но через некоторое время может усилиться и повысить социальные или экологические риски компании. «Десять лет назад мало кто мог подумать, что пренебрежительное отношение к сообществам и окружающей среде со стороны организаций в цепочке поставок может стать большой проблемой для авторитетных и уважаемых брендов, — делится воспоминаниями Альберто. – Однако самые дальновидные менеджеры КСО спрогнозировали ход событий и заблаговременно подготовили руководство предприятий-поставщиков и своих компаний к предстоящим изменениям». Еще одной темой, которая до недавнего времени была обычным «поводом для дискуссии», а сегодня стала важным пунктом в повестке дня Eвросюза, является «принцип недискриминации» (diversity), требующий существенной корректировки кадровых политик.
- Запуск и своевременная передача внутренних проектов другим подразделениям. В силу того, что офисы КСО, как правило, не имеют роскошных бюджетов, они должны действовать по модели бизнес-инкубатора: культивировать идеи, взращивать проекты и отдавать их департаментам, которые уполномочены заниматься соответствующими вопросами. Именно так развивались события вокруг «принципа недискриминации»: менеджеры по КСО изучили все нюансы и требования законодательства, отрегулировали процессы и, затем, передали эту работу по назначению – в отдел развития человеческих ресурсов. Проблема, как правило, заключается в том, что проекты переходят в новые руки либо слишком рано, либо «пересиживают в инкубаторе». Поэтому «ловите момент» и следите за балансом интересов!
- Пропаганда устойчивого развития (SD – sustainable development). Долгосрочная задача офиса КСО – внедрить идеи SD в культуру организации. Это значит, что специалистам отдела нужно чаще «выходить в свет» и постоянно общаться с разными подразделениями корпорации, распространяя «слово об устойчивости» и добиваясь глубокого осознания ценности SD для бизнеса, личности и общества. Иными словами, отдел по вопросам КСО должен проповедовать социальную ответственность везде и всюду, чтобы нефинансовая отчетность, проверка деятельности поставщиков и построение конструктивных отношений с окружающим миром не воспринималась коллективом как нагрузка к основной работе, а становилась важным делом, объединяющим настоящих корпоративных граждан с активной жизненной позицией.
Источник: MIT Sloan Management Review