Американский Институт управления финансами в сотрудничестве с экспертами консалтинговой фирмы BurckartConsulting подготовил отчет, в котором обсуждаются возможности решения проблем, вызванных недостатком информации о социальной эффективности «инвестиций, содействующих преобразованию общества».
Многочисленные опросы свидетельствуют о том, что представители поколений «Х» и «Y» стремятся к тому, чтобы их активы приносили не только доходы, но и значительную пользу обществу. Однако советники и финансовые менеджеры не спешат пропагандировать «преобразующие инвестиции» (ПИ), объясняя свою позицию дефицитом сведений о положительном влиянии ПИ на качество жизни людей и состояние окружающей среды. Такое наблюдение озвучено в отчете «Перевод преобразующих инвестиций в практическое русло: идеи относительно содержания, управления социальными изменениями, и удовлетворения потребностей клиентов» (BringingImpactInvestingDowntoEarth: InsightsforMakingSense, ManagingOutcomes, andMeetingClientDemand). Чтобы изменить ситуацию, авторы документа предлагают инвесторам и менеджерам активнее осваивать оценочные инструменты и ресурсы, которые хорошо зарекомендовали себя в некоммерческом секторе, а также чаще обращаться к существующим источникам информации о потенциальных получателях займов. Так, в процессе скрининга соискателей финансирования и прогнозирования социальных результатов первопроходцы рынка ПИ обычно пользуются показателями эффективности, разработанными в рамках таких проектов, как Глобальная инициатива по отчетности (GRI — The Global Reporting Initiative), Стандарты инвестиций и отчетности о социальном эффекте (IRIS — Impact Reporting and Investment Standards) и Глобальный рейтинг преобразующих инвестиций (GIIRS — The Global Impact Investing Rating System). Ценность этих ресурсов заключается в том, что они охватывают не только количественные, но и качественные параметры действий и результатов. Вместе с тем, следует понимать, что эти системы показателей тоже не являются всеобъемлющими: с их помощью невозможно составить представление о характере влияния инициатив на окружающий контекст. Например, компания Walmart устанавливает на крышах своих супермаркетов солнечные батареи, генерирующие в два раза больше энергии, чем похожие установки, используемые главными конкурентами – магазинами Kohl’s. Walmart ощутимо сокращает выборы парниковых газов, и это, безусловно, положительный эффект. Однако наблюдатели опасаются, что широкое применение слишком мощных батарей может привести к увеличению числа низкооплачиваемых рабочих мест. Чтобы избежать недоразумений и разочарования клиентов, финансовым менеджерам необходимо возглавить дискуссию о развитии подходов к оценке социальной эффективности ПИ и включиться в процесс обучения организаций, претендующих на получение инвестиций. Данная деятельность поможет ускорить развитие оценки, сделает новую инвестиционную практику более прозрачной, и привлечет в сферу ПИ новых инвесторов.
Источники: Burckart Consulting, Quartz