Экономический эффект помогает увидеть достижения НКО

1Чтобы получить финансовую поддержку, благотворительные организации оценивают свою деятельность и публикуют сведения об «эффективности» и «результативности». Однако доноры считают информацию недостаточно убедительной. Стремясь укрепить взаимопонимание между НКО и ключевыми стейкхолдерами, специалисты американского агентства BDOConsulting предложили дополнить «доказательную базу» еще одним параметром —  «экономическим эффектом», который поможет высветить социальную пользу некоммерческой практики.

Под давлением обстоятельств некоммерческие организации подстраиваются под стандарты бизнеса, пытаясь показать высокую «отдачу от вложенного доллара» (outputperunitofinput) или целесообразность своих затрат. Однако социальные преобразования настолько многогранны, что по типовым показателям очень сложно определить особый характер и значение работы разных НКО. Если, к примеру, организация сообщает о низком проценте накладных расходов (overheadratio), то это еще не значит, что она положительно влияет на жизни людей или существенно воздействует на окружающий мир. Скромные затраты на «административный компонент» могут оказаться как результатом профессионального управления финансами, так и следствием вынужденной экономии, отрицательно влияющей на процесс выполнения миссии. Чтобы рассказать о своей уникальной практике, НКО публикуют истории из жизни благополучателей, но эти сведения тоже не дают полноценного представления о «социальном возврате от инвестиций» (socialreturnoninvestment), который сегодня очень интересует многих доноров и сторонников. Эксперты считают, что достойным откликом на эту потребность может стать использование методик, предназначенных для оценки экономического эффекта. С их помощью можно выяснить, каким образом финансовые вливания в региональную экономику (производимые самой НКО или другими субъектами, имеющими отношение к ее деятельности) меняют ситуацию и качество жизни граждан. Например, представим себе медицинский центр, в который с каждым днем обращается все больше и больше новых клиентов. Это обстоятельство становится «кнопкой», запускающей целую серию взаимосвязанных процессов. Все начинается с увеличения суммы, поступающей в бюджет учреждения в качестве оплаты за услуги (это первичный взнос в экономику). Затем, больница увеличивает затраты на расходные материалы и заработную плату (это поступления в экономику в виде косвенных расходов), а сотрудники организации начинают тратить дополнительные доходы, приобретая товары и услуги (это индуцированные расходы). В итоге предприятия начинают более активно приобретать сырье, чтобы произвести больше продукции и обеспечить адекватный отклик на возросшую покупательную способность населения (это вторичный взнос экономику). По такому же принципу, но в разных вариациях циркулируют средства многих других НКО, которые являются полноправными участниками экономической деятельности и, соответственно, отчисляют налоги в бюджет, создают рабочие места, и обеспечивают своим сотрудникам определенный уровень дохода. Освоив новые аналитические методы, каждая НКО сможет очень точно показать, каким образом ее уникальные услуги становятся финансовым вкладом в экономику и влияют на конкретные показатели местной жизни. В зависимости от сферы деятельности и приоритетов организации, это могут быть показатели безработицы, качества образования, медицинского обслуживания и т.д.  Располагая такими сведениями, НКО смогут повысить «КПД» своих внешних коммуникаций и наладить конструктивный диалог с донорами, партнерами и сообществами.

Источник: The Stanford Innovation Review

Добавить комментарий