ПРЕМИИ В СФЕРЕ ФИЛАНТРОПИИ В МОДЕ

Сегодня растет число сетевых организаций, которые помогают деньгам и новаторам найти друг друга. Премии – одна из форм такого совпадения, в сфере филантропии они становятся все популярнее. Вытеснят ли в будущем призы традиционные гранты?

Крупные денежные призы скорее приняты в сфере науки или техники за серьезные открытия. В сфере же филантропии призы всего лишь несколько лет назад выглядели довольно экзотично. А сегодня премии за решения сложнейших проблем общества, в том числе за внедрение новаторских решений в госполитику, вошли в моду и прочно заняли место в наборе поощрительных инструментов благотворительных фондов.

Среди первых[1] , кто использовал премию в филантропических целях,  the X Prize Foundation. Его учредитель и председатель правления Питер Диамандис (Peter H. Diamandis) считает, что со временем премии будут составлять 10% от объема грантового пула фондов (т.е. около $30 млрд. в год). Согласно исследованию, проведенного компанией Маккинзи в 2009 году,  общая сумма крупных премий (от $100 тыс.) равнялась в прошлом году $375 млн.  Однако не помешает в обращении с премией и здоровая доля осмотрительности, предупреждают как сторонники, так и оппоненты идеи. Изобилие схожих премий может привести к размытию ценности самой идеи. Цитируя г-на Диамандиса, худшее, что можно представить, это премия, превращающаяся в золотой молот, для которого подыскиваются подходящие гвозди.  Его фонду приходится отклонять более половины всех рассматриваемых им идей, потому что денежное вознаграждение — не всегда лучшая форма вознаграждения за решение.

Вместе с тем премирование не отменяет задачи поиска целевой аудитории для поставленной проблемы. Существуют компании, которые предлагают комплексные услуги и в этой сфере. Например, InnoCentive – коммерческая компания, основной капитал которой составляет виртуальная сеть ее сотрудников — 200 тыс. инженеров, ученых и деловых людей.  Эти специалисты в разных сферах генерируют решение поставленной головоломки. Каждое лучшее и легко применимое решение той или иной проблемы получает, допустим, $20 тыс. Фонд Рокфеллера (Rockefeller Foundation)  при участии своего партнера и интернет сайта для пожертвований GlobalGiving переводит на счет InnoCentive $15 тыс. за каждую головоломку, публикуемую на сайте компании и еще 20% от обшей стоимости найденного решения. Как только решение найдено, GlobalGiving представляет на своем виртуальном пространстве проекты и их решения перед потенциальными донорами. Так образом решения получают финансовую поддержку из разных источников. В действительности происходит ни что иное как «краудсорсинг» (англ. crowdsourcing, о котором мы уже писали несколько раз) и, по аналогии, «краудфандинг» (англ. crowd-funding, т.е. «групповое финансирование»).

Правильно ли угадана премиальная стратегия для сферы филантропии и решения социальных проблем? Ускорит ли этот инструмент прогресс? Ответы на эти и другие аналогичные вопросы прояснятся эмпирически и со временем.

[1]Не стоит забывать, что премии в филантропии – изобретение не 21-го века, а более раннего времени. Возможно, нынешний интерес к премии объясняется подъемом интернет-технологий и социальных сетей, механизм работы которых позволяет легко и быстро выявить лучшие решения независимо от места проживания их авторов.

Источник: Philanthropy

Добавить комментарий