В недавнем прошлом британский банк Lloyds TSB попытался вмешаться в грантодающую политику фонда своего шотландского подразделения. Руководитель благотворительного траста делится с изданием ценными мыслями о том, насколько важно для ее организации оставлять за собой право на независимые решения. Ее советы могут быть интересны и российскому читателю.
Мэри Крейг (MaryCraig) — руководитель этого благотворительного траста[1] (т.е. фонда LloydsTSB в Шотландии), говорит о том, что последствия потери автономии могут быть непредсказуемы как для благотворительного траста, так и для благотворительных организаций, которые он поддерживает. Почему же? Некоторые компании-доноры ошибочно рассматривают благотворительные средства как часть маркетингового бюджета. На фоне сокращения бюджетов вообще, разница между ними постепенно размывается. Донорам становится сложнее решить, направлять ли средства на социальные проекты или на проекты выгодные бизнесу. Более того, это может осложнить отношения с благотворительной организацией, попечители которой обязаны действовать в ее интересах и только, в противном случае они навлекут на себя внимания контролирующих органов.
С точки зрения НКО крайне важно для компании иметь четкую и последовательную политику по отношению к целевым средствам корпоративного благотворительного фонда, т.к. помогает быстро сориентироваться, может ли она претендовать на средства или нет. Критерии могут меняться со временем, однако они всегда должны быть направлены на удовлетворение потребности, а не приносить славу бизнесу. Бизнес имеет тенденцию менять свои приоритеты, однако будет непродуктивным вместе с ними каждый раз общий вектор благотворительной деятельности. Можно пройти мимо направлений, в которых действительно можно чем-то помочь. Да и сами НКО устанут гнаться за изменчивым настроением бизнеса вместо того, чтобы выстраивать сознательные отношения с донором. Далее, краткосрочное финансирование – известная болезнь сектора, поэтому трасты обязаны быть последовательны в тратах благотворительных средств.
Интересна также, по мнению Мэри, позиция попечителя – кто может быть попечителем? Многие благотворительные трасты активно ищут попечителей через объявления и, таким образом, обеспечивают широкое представительство для ведения благотворительной деятельности. Подобный отбор должен также гарантировать отсутствие конфликта интересов у попечителей. В случае если попечителем выступает сотрудник компании, его руководство и он сам должны отдавать себе отчет, что он действует в интересах благотворительной организации, и бизнес не является больше его приоритетом.
Благотворительный траст не должен рассматриваться в качестве возможности для профессионального развития сотрудников. Основное соображение, которым нужно руководствоваться при формировании совета попечителей, является наиболее эффективное достижение благотворительных целей. Конечно же, сотрудники при этом будут развиваться, но это должны быть правильные люди на правильном месте.
Последнее. Многие компании, имеющие благотворительные фонды, не до конца понимают, как меняет факт его наличия отношение самого сообщества к компании. Доброе отношение в благодарность за изменение человеческих жизней может коснуться даже самых отдаленных от фонда сотрудников компаний. Это доброе отношение довольно трудно поддается измерению, но его потеря может обойтись очень дорого репутации всех заинтересованных сторон. Именно поэтому и компания, и благотворительный траст должны с самого начала четко представлять, как можно и должно выстроить эти обоюдно выгодные отношения.
[1] Функция благотворительного траста в Великобритании ограничивается распределением финансов, иной деятельности он не ведет. Благотворительные организации в этом контексте аналогичны российским.
Источник: Dsc.org.uk