Выход на новый уровень или масштабное распространение положительного опыта не обязательно обеспечено сегодня комфортным дополнительным финансированием. Напротив, задача предполагает активный поиск и творческое использование нефинансовых возможностей.
В сознании некоммерческого сектора вопросы развития НКО будущее логично связывается с масштабным распространение успешного опыта. 15 лет тому назад говорили о росте через тиражирование – как в стенах академических заведений, так и в организациях. Социальные предприниматели были первыми, кто начал экспериментировать с расширением организаций путем перенесения моделей на новые территории. Так появились НКО национального масштаба (Teach for American, Habitat for Humanity, др.) Эти организации первые столкнулись с тем фактом, что выход на новый уровень означает постоянную подстройку к местным особенностям и ресурсам. С вниманием президента Барака Обамы к программам, ориентированным на результат, спрос на надежные методы масштабного роста помимо территориального распространения или роста за счет новых подразделений остро повысился. Социальные предприниматели все еще пытаются найти лучший метод, в то время как некоторые пионеры движения готовы поделиться своими знаниями инструментов и стратегий, позволяющим организациям масштабировать свое воздействие, несмотря на кажущиеся организационные ограничения. Эти знания суммирует для издания Джеффри Брадак (JeffreyBradach), со-учредитель и управляющий партнер BridgespanGroup, в прошлом преподаватель Гарвардской школы бизнеса.
- Создавайте веб платформы и пакеты инструментов, при помощи которых можно легко адаптировать успешный проект где угодно. Пример: KaBOOM! Специализируется в строительстве детских площадок, но располагает небольшим числом сотрудников. За первые годы существования KaBOOM! построила около 750 площадок. После запуска веб-платформы с подробными инструкциями разные сообщества успешно справлялись самостоятельно – было построено около 4000 площадок только за три года.
- Или используйте социальные сети. Пример – Википедия, реально глобальное сообщество, насчитывающее 100 тыс. гражданских редакторов и 354 уникальных посещений в месяц. Или кенийский сайт Ushahidi (см. предыдущий выпуск), созданный для обличения нарушений во время предвыборных кампаний, использовался также для освещения актов насилия иранскими госорганами и обнаружения жертв землетрясения на Гаити.
- Стройте сети. В ХХ веке крупнейшие американские сервисные НКО, такие как Big Brothers Big Sisters of America, Boys & Girls Clubs of America, Goodwill Industries International и американский Красный Крест, получили свое распространения через национальные сети местных организаций. Аналогично возникли движение хосписов и анонимных алкоголиков – без участия головного офиса. К этому же принципу организации относятся веб-сайты для совершения пожертвований, волонтерства, защиты интересов.
- Используйте посредников. Посредники повышают эффективность других и могут удовлетворить потребности или интересы, выходящие за рамки возможностей отдельных организаций. Например, MicrofinanceInformationExchange (MIX) – катализатор в микрофинансовой отрасли, предоставляет подробную информацию о финансовых и социальных показателях разных учреждений, которая нужна для безошибочных инвестиций.
- Поддерживайте таланты. Все больше организаций уделяет специальное внимание взращиванию лидеров сектора. Этим известна Teach for America или «Новые лидеры для новых школ» (New Leaders for New Schools). С 2001 года, года основания, НКО 550 школьных директоров для девяти городов в США. Оценка их деятельности за последние три года говорит о том, что из руководимых ими школ вышло большее число выпускников, чем из других сравнимых школ.
- Сочетайте услуги и защиту интересов. Услуги услугами, а защита интересов означает влияние на политику. City Year, например, подбирает молодым людям работу в качестве воспитателей, преподавателей, т.д. Одновременно организация – активный борец за внесение изменений в политику и за госфинансирование сферы социальных услуг. В ее доказательном арсенале реальные модели, сочетающие эффективные программы и защиту интересов, а также способность влиять на финансовые потоки.
- Меняйте отношение и нормы поведения. Используйте технологии социального маркетинга для изменения устоявшихся норм восприятия. Кампании, разработанные сначала организацией «Матери против вождения в пьяном состоянии» (Mothers Against Drunk Driving, MADD), а вслед за ними — Гарвардской школой общественного здоровья направлены на изменение отношения к вопросу. Они добилась колоссального результата на огромной территории. Эта технология особо хорошо себя проявила в сфере образования и защиты природы.
- Меняйте отношение к понятию возможного. Некоторые НКО добиваются выхода на новый масштаб, всего лишь меняя представления людей о возможном. Так в сфере микрофинансирования НКО подстегивают компании инвестировать в малоизвестные рыночные сегменты. Некоторые из этих компании сегодня уже создают самодостаточные устойчивые рынки, которые ранее им представлялись недоступными.
- Укрепляйте сектор. В то время как все перечисленные принципы сводятся к вопросу масштаба, а не к расширению организаций, практически все из них зависят от устойчивости организации – не важно, идет ли речь о посреднике, предприятии, владеющем технологией или отдельно взятой НКО с сильной командой. В какой-т момент задача нового уровня деятельности может входить в конфликт с миссией организации. Выйти на новый масштаб, избежав роста самой организации – вот самая актуальная задача в социальных инновациях. Ключ к этой загадке принесет и дополнительные инвестиции, необходимые для внедрения перечисленных стратегий и подходов, и решения наиболее насущных проблем общества.
Источник: SSIR