Оценка эффективности добровольцев: практика благотворительных организаций

1Менеджеры добровольческих программ, претендующие на высокое звание профессионалов, должны оценивать эффективность волонтеров и демонстрировать блага, которые получают некоммерческие организации, их клиенты и общество в целом. Чтобы выяснить, как обстоят дела с проведением подобной оценки, специалисты американских агентств Software Advice и VolunteerMatch провели опрос, в котором приняли участие 2 735 сотрудников НКО из разных стран. 

В отчете «Эффективность добровольцев – 2014» (VolunteerImpactReport 2014) говорится о том, что почти половина опрошенных НКО (45%) не отслеживает информацию о полезной отдаче от работы волонтеров. Более трети респондентов в этой группе (34%) объясняют данное обстоятельство дефицитом ресурсов, 29% — отсутствием знаний или навыков, и 25% — нехваткой времени. А те организации, которые уже занялись изучением волонтерской практики (таковых оказалось чуть больше половины – 55%), в основном получают необходимые сведения методом прямого наблюдения или опроса. В качестве показателей чаще всего используются результаты или продукты (outputs), которые свидетельствуют о выполнении порученных заданий. Это может быть количество детей группы риска, приобщившихся к чтению; урожай, выращенный волонтерами в местном саду; или количество вещей, собранных и переданных малоимущим семьям. Чтобы убедиться в качестве услуг, предоставленных добровольными помощниками, НКО анализируют отзывы благополучателей и зачастую пользуются показателями удовлетворенности потребителей для устранения недостатков в работе и/или включают их в отчеты для доноров. В целом картина благополучная, но без трудностей тоже не обошлось. Как правило, они являются следствием некорректного выбора «ключевых показателей эффективности» (KPIs) высокого порядка. Консультант британского издания ThirdSectorРоб Джексон (RobJackson), например, отмечает, что операторы добровольческих программ очень любят рапортовать о «количестве привлеченных волонтеров» (чем больше, тем лучше), забывая о том, что людей надо не только привлечь, но и удержать на орбите НКО. Иными словами, чтобы подтвердить качество программы, общее количество участников необходимо сопровождать сведениями о «постоянстве контингента». Предостерегая менеджеров от возможных ошибок, эксперт рекомендует: (1) соотнести добровольческие KPIsсо стратегической целью организации; (2) обсудить с руководством перспективы использования волонтерских ресурсов для выполнения миссии; и (3) убедиться в том, что участники довольны программой: если добровольцы готовы пригласить в программу своих друзей, значит, они получили положительный опыт; если не готовы, то надо выяснить, что пошло не так, и внести изменения.

Источники: GuideStarThird Sector.

Добавить комментарий