Специалисты британского агентства InvestingforGood провели серию интервью с посредническими организациями сферы «инвестиций, преобразующих общество», и опубликовали обзор, отражающий опыт измерения полезной отдачи от вложенных ресурсов.
В одном из своих последних документов – «Инвестиции, содействующие изменению общества: формирование доказательной базы» (Social Impact Investment – BuildingThe Evidence Base; февраль 2015 г.) — Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development) определила «преобразующие инвестиции» (ПИ) как «передачу финансовых ресурсов организациям, обеспечивающим отклик на потребности общества, с целью получения измеримых результатов – как социальных, так и финансовых». Руководствуясь данным толкованием термина, авторы отчета «Апельсины и лимоны» (Oranges & Lemons) озвучили ряд выводов, которые характеризуют подходы активных игроков британского рынка к измерению результатов / эффектов, определяющих ценность ПИ для всех субъектов нового рынка:
- Финансовые посредники рынка ПИ (SIFIs — SocialInvestmentFinanceIntermediaries) не имеют отчетливого представления о целях измерения социального эффекта. Подготовка отчетов об изменениях в обществе воспринимается как «благородное деяние получателей инвестиций, которое не имеет отношения к делу».
- SIFIs «не видят» тех, кому интересна отчетность о воздействии на общество. Восемь из десяти опрошенных SIFIs получают средства от государственных агентств, а три организации вообще действуют благодаря правительственной поддержке. Казалось бы, их должен волновать вопрос о том, как обосновать целесообразность и подтвердить полезность своих программ. Однако на деле все не так: посредники не задают исполнителям проектов дополнительных вопросов и не участвуют в обсуждении методов оценки социального эффекта.
- На этапе подготовки к сделке проводится большая работа, а после ее заключения наступает полный штиль. В период поиска / рассмотрения и согласования проектов четыре из десяти SIFIs запрашивают у соискателей инвестиций ключевые показатели эффективности (KPIs) и зорко следят за тем, чтобы запланированные социальные результаты проектов соответствовали собственным приоритетам и целям посредника. Однако следует признать, что балом правит не социальный эффект, а, скорее, финансовый прогноз. И весь предварительный скрининг направлен на выявление и устранение препятствий для получения дохода.
- Перспективы получения социального эффекта не слишком влияют на процентные ставки инвесторов. Некоторые держатели капитала готовы рискнуть во имя более значительного общественного блага, но различия между социально мотивированными инвесторами и «середнячками» не слишком велика. Возможность получения кредита под низкий процент за обещание впечатляющих изменений в обществе – это миф, который добавляет очков политикам, но создает трудности социальным предприятиям.
- Каждый посредник пользуется собственной системой измерения эффективности. Существующие системы неповторимы и уникальны, и отчеты исполнителей проектов, соответственно, тоже. В этом нет ничего плохого, но сравнивать показатели и формировать «картину мира преобразующих инвестиций» в подобных условиях невозможно.
Ситуация серьезная, но исправимая. Авторы «Апельсинов и лимонов» советуют посредникам (а) сформулировать для разных типов (и объемов) инвестиций адекватные требования к оценке результатов, и (b) активизировать в сообществе SIFIs процессы обмена опытом и, прежде всего — отчетами о социальной эффективности проектов. Выполнить эти рекомендации не так уж сложно, зато прогресс на рынке ПИ может оказаться весьма заметным.
Источник: Beanbags and Bullshit