Многоликий Jumo

Стремительное превращение некоммерческой организации Jumo в социальное предприятие ставит перед филантропическим сообществом ряд важных вопросов.

После регистрации НКО Jumo в 2010 году, звездный Крис Хьюз (Chris Hughes) с относительной легкостью привлек от крупных американских фондов 3,5 млн. долларов в виде грантов и получил благословение профессионалов в сфере филантропии. В 2010 и 2011 гг. средства были потрачены на благотворительные цели и  реализацию миссии. Как некоммерческий проект глобальная социальная сеть Jumo потерпела фиаско (несмотря на свидетельства «хороших результатов»), и в августе 2011-го платформа была приобретена коммерческим социальным предприятием. Возможно, вместе они смогут добиться большего.

Нет оснований думать, что фонды, поддержавшие проект, предвидели коммерциализацию Jumo. Это не первый и не последний неудавшийся проект. На то они и фонды — у них есть свобода выбора, а вместе с ней — право на ошибку и на успех. Однако факт остается фактом: платформа, созданная на средства грантов, впоследствии была продана коммерческой компании.

Может в дальнейшем фондам стоит включить в грантовые договоры специальные положения на случай подобных трансформаций? Как правило, фонды ограничивают целевое использование средств благотворительной, научной или образовательной сферами. Не будет ли продажа прав интеллектуальной собственности НКО нарушением этих условий, даже если сумма сделки формально составила бы 0 долларов? Разве фонды подписывались быть бизнес-ангелами? Ведь все  персональные данные зарегистрировавшихся на портале людей перешли во владение компании GOOD, которая наверняка сможет использовать их в добрых, но коммерческих целях.

История пока нетипичная. Однако будет неприятно, если участятся случаи создания НКО с целью получения льготного статуса и стартового капитала (на выгодных условиях) для последующего превращения в коммерческое предприятие с социальным или иным уклоном.  Нестандартная стратегия требует нестандартных контрмер.

Источник: Pndblog (1), (2).

Добавить комментарий