ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОАКТИВНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ БУДУЩЕЙ ГАРАНТИЕЙ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ?

Хелен Дарбишир (Helen Darbishire) по заказу Института Всемирного Банка изучила местные и международные инициативы, способствующие развитию проактивных подходов органов власти к раскрытию информации.

Хелен Дарбишир (HelenDarbishire) по заказу Института Всемирного банка (WorldBankInstitute) подготовила  документ «Проактивная прозрачность: является ли она будущей гарантией права на информацию?» (ProactiveTransparency: The future of the right to information?). В данной работе изучен целый ряд местных и международных инициатив государства и гражданского общества, способствующих развитию «проактивных» подходов органов власти к раскрытию информации. Автор рассматривает связанные с этим преимущества и проблемы. Проведённое исследование и анализ в значительной степени свидетельствуют о том, что в будущем информация будет более доступна. Анализ представлен в виде структурной рамки четырёх «нормативов проактивного раскрытия информации», которых, как утверждает автор, государственные органы в той или иной форме придерживаются на протяжении всей истории.

В целом, к ним относятся:

  1. Право общества получать информацию о законодательстве и быть в полной мере осведомлённым о своих правах.
  2. Использование информации для обеспечения подотчётности органов власти перед обществом.
  3. Информация как способ вовлечения общественности в процессы управления и принятия решений.
  4. Предоставление информации о порядке доступа к услугам органов власти.

Руководствуясь данными наблюдениями, Хелен Дарбишир (Helen Darbishire) анализирует отчёты о национальных законах, регулирующих вопросы доступа к информации и соответствующие практики в ряде стран, включая Эстонию, Чили, Венгрию, Францию, Перу, Словению, Индию, Македонию, Великобританию и Соединённые Штаты. Она также изучает международные декларации, правовые нормы и конвенции, которые содержат положения о прозрачности. Хелен отмечает, что, по меньшей мере, 50 национальных конституций и международных судов признали право доступа к информации в качестве одного из прав человека, но также указывает на то, что, наряду с этим, законодатели действуют достаточно осторожно, когда речь заходит о точном определении данного права.

Автор также отмечает работу ключевых организаций гражданского общества (таких, как Publish What You Fund, Aidinfo, One World Trust и International Aid Transparency Initiative), а также усиление их влияния на разработку и принятие законов о свободе информации. Однако она подчёркивает, что особое внимание следует уделять тому, чтобы информация, которую получают люди, была не просто «организована и опубликована, но также была: доступной (в т. ч. — поддающейся поиску), значимой, понятной, бесплатной (или недорогой) и актуальной». Также многое будет зависеть не только от типа доступной информации, но также от того, получит ли такая проактивная прозрачность органов власти ответный отклик от граждан, организаций гражданского общества и других стейкхолдеров, которые тоже являются источниками значимой информации. Информацию всех упомянутых субъектов можно использовать для повышения качества услуг содействия эффективному развитию. Ознакомьтесь с документом Proactive Transparency: The future of the right to information?

Источник: Guidestarinternational

Добавить комментарий