Что ожидает благотворительный сектор Египта в будущем?

[Ник Скотт (NickScott), помощник редактора PhilanthropyNewsDigest. Это его первый блог-пост на PhilanTopic.]

Несмотря на то что надежды на полное воплощение идеи открытого и демократичного Египта остаются под вопросом, повод для оптимизма все-таки есть. Оценивая положительные изменения, можно предположить, что правовой климат для фондов и некоммерческих организаций (НКО) в ближайшие годы может стать более благоприятным. В течение последних десяти лет даже политические ограничения, введенные режимом Мубарака, не смогли помешать развитию филантропии в Египте. Это означает, что, возможно, настало время выяснить: что происходит в египетском благотворительном секторе, что препятствует его дальнейшему развитию, и во что это может вылиться в будущем.

Истории успеха…

В течение долгого времени Египет считался лидером арабского мира, а сейчас также становится лидером арабской филантропии. Именно здесь на базе Американского университета (Каир) был создан Центр филантропии и гражданского участия имени Джона Д. Герхарта (Gerhart Center for Philanthropy and Civic Engagement). Также Египет может гордиться долгой и эффективной работой фондов. Первопроходцем в данной сфере, в частности, является Фонд Сауирис (Sawiris Foundation), который был учрежден в 2000 году после Саммита тысячелетия ООН семьей Сауирис для решения уникальных задач развития страны. Несмотря на то, что такие нефтяные державы, как ОАЭ, способны предоставить более значительные средства, в течение последних лет египетская филантропия добилась существенного прогресса. Благотворительность не является для Египта новой концепцией. Страна, которая в полном смысле является центром исламского мира, имеет давние традиции благотворительности, основанной на религиозных убеждениях. Частные пожертвования в форме закят (zakat; разновидность религиозного социального взноса/подаяния), объем которых в Египте ежегодно составляет около $1 млрд. долларов (USD), становятся основным и наиболее значительным источником благотворительной помощи в стране. Благотворительные фонды являются менее устоявшейся традицией, хотя сектор стремительно развивается. В настоящее время в Египте зарегистрировано более четырехсот фондов, и число таких организаций продолжает расти. Однако, несмотря на то что данное направление является достаточно новым и многие египетские фонды переживают период поисков, бо́льшая открытость политической системы могла бы устранить ограничения, препятствующие полной реализации их потенциала.

Средний возраст в Египте — двадцать четыре года. Это не удивляет тех, кто наблюдал, как сотни тысяч молодых египтян стекались на площадь Тахрир, чтобы выразить протест диктаторской власти президента Мубарака. Поэтому значительное увеличение числа египетских молодежных объединений, которые занимаются оказанием социальных услуг, тоже является вполне закономерным фактом. Вполне возможно, что традиционная благотворительность осуществлялась людьми более зрелого возраста с достаточным управленческим опытом и не предполагала активного участия молодых лидеров. Однако сегодня египетская молодежь не желает оставаться в стороне. Участие в работе таких организаций, как Resala(которая предоставляет социальные услуги), становится популярным способом самореализации молодых людей Египта, которые стремятся делать добрые дела для своих сообществ и испытывают чувство социального единения. Resala может гордиться тем, что количество ее членов насчитывает более ста тысяч человек, а также программами, направленными на снижение уровня бедности, просвещение и оказание помощи/услуг для людей с особыми потребностями.

Барьеры…

Несмотря на положительные перспективы, министерство социальной солидарности, тем не менее, продолжает жестко регулировать и контролировать  филантропию и некоммерческий сектор Египта. НКО работают в жестких правовых условиях, которые ограничивают сбор членских взносов, а также возможности получения доходов и привлечения средств населения.  Министерство также имеет право осуществлять контроль и надзор за финансами некоммерческих организаций, и обязано утверждать любые средства, поступающие в египетские НКО из иностранных источников.  В результате, чтобы обойти ограничения и избежать чрезмерного и порой слишком жесткого контроля, действующие на территории Египта фонды иногда вынуждены открывать основные офисы за пределами страны.

В действительности, фонды зачастую отказываются от амбициозных планов в таких сферах, как реформа образования или здравоохранения, по той причине, что чиновники могут создавать препятствия для реализации таких инициатив. Еще одна проблема заключается в том, что зарубежные агентства международного развития иногда вытесняют египетские организации и не дают простора для развития местных НКО.

Например, в ходе интервью со специалистами египетского НКО-сектора по вопросам перспектив развития местной благотворительности (2009 г.) Молли Шульц Хафид (MollySchultzHafid) услышала приблизительно такие мнения: «Я не вижу перспектив для филантропии [которая осуществляется под эгидой сообщества] из-за равнодушия. Для этого нужно воспитывать гражданственность». Несмотря на такие настроения, не все чувствуют себя настолько удрученно. Успех таких организаций, как Фонд местного сообщества Маади (Maadi Community Foundation), свидетельствует о заинтересованности в местной филантропии даже при наличии ограничений со стороны государства. Египет, где граждане во многом полагаются на правительство, вполне может стать Египтом, где стремительно развиваются фонды местных сообществ, потому что молодежь начинает верить в гражданское общество и возможность изменений.

В заключение…

Филантропический сектор Египта пока не достиг зрелости. Поэтому существует простор для совершенствования практики, усиления прозрачности и повышения эффективности. В отчете о результатах исследования «Новые тенденции в сфере филантропии социальной справедливости в Египте» (EmergingTrendsinSocialJusticePhilanthropyinEgypt; 2009) Шульц Хафид (Schultz-Hafid) предлагает пять полезных рекомендаций.  Однако, воспользоваться этими рекомендациями в полной мере и ускорить развитие данной сферы можно будет только после продолжительной работы по снижению государственного контроля и устранения правовых ограничений. Еще одним надежным источником справочной информации может послужить документ «От благотворительности к изменениям: Тенденции в сфере арабской филантропии» (From Charity to Change: Trendsin Arab Philanthropy), подготовленный Барбарой Ибрахим (BarbaraIbrahim), директором-учредителем Центра им. Джона Д. Герхарта (GerhartCenter).

Если сегодня многое пока зависит от политики, то нам остается отметить и приветствовать тот факт, что египетская филантропия становится более организованной и стратегической – и эти тенденции, вероятнее всего, в дальнейшем будут только усиливаться.

Ник Скотт (Nick Scott)

Добавить комментарий