Руководство по проведению самостоятельной оценки НКО

Число потенциальных американских доноров, которые нуждаются в конкретных ориентирах для выбора достойного получателя, в сотни раз превосходит число так называемых  «сторожевых псов». Некоммерческих порталов и служб, которые в числе своих услуг предлагают донорам оценку потенциальных благополучателей, ничтожно мало. Современный арсенал инструментов оценки расширяется.

Известный портал GiveWell, который посвящен вопросам благотворительных пожертвований, разработал в помощь обычным(массовым) жертвователям некий усредненный перечень важнейших вопросов, ответы на которые помогут им сориентироваться в сотне актуальных направлений и информации об американских НКО, которых уже больше миллиона. Приведем несколько примеров подобных вопросов, которые можно задать НКО, работающей, допустим, в сфере образования:

  • Что предпринимает Ваша организация для совершенствования образования K-12[1]? Каковы Ваши взаимоотношения со школой? Вы работаете непосредственно со школой или используете «внешний» подход?
  • Какая научная литература (и в частности, результаты рандомизированных контролируемых исследований) посвящена социальным преобразованиям, осуществляемым Вашей организацией?
  • На кого рассчитана Ваша деятельность? Каковы условия участия в программе? Каковы критерии отбора в случае большого количества желающих?
  • Проводились ли в рамках Вашей программы рандомизированные контролируемые исследования? Если нет, то почему; и планируется ли такая работа в дальнейшем?
  • Предпринимаются ли шаги по регулярному сбору данных, позволяющих оценить степень удовлетворенности учащихся? Что они хотели бы улучшить? Как часто они бросают занятия и почему?
  • Насколько активно Ваша организация взаимодействует с учащимися? Осуществляете ли Вы систематический сбор данных об успеваемости учеников (таких как результаты тестирования) и завершении обучения? Делитесь ли Вы данной информацией с коллегами из других организаций?
  • Предпринимали ли Вы попытку оценить эффект (impact) программы с точки зрения дальнейшей самореализации выпускников в сравнении с жизненными сценариями без участия в Вашей программе?
  • Сколько средств было затрачено на программу? Сколько учащихся получили услуги?
  • Что бы Вы изменили в случае увеличения (или уменьшения) объема поступлений? Считаете ли Вы, что увеличение финансирования означает увеличение количества участников программы (и до каких пределов)?

GiveWell в основном стремится оценить то, что свидетельствует об устойчивых изменениях (impact) – получить информацию, указывающую на высокое качество и эффективность программы. Однако автор заметки больше заинтересован в оценке эффективности организации — получении убедительной информации о профессионализме и качестве работы НКО. Он считает, что вопросы GiveWell будут наиболее полезны, если будут использоваться для оценки НКО с двух указанных позиций, и предупреждает,  что если донор не разбирается в специфике выбранной сферы деятельности, то вопросы помогут выстроить отношения с получателями помощи, но не откроют всех нюансов и «подводных камней.

Новый инструмент может оказаться полезным не только для доноров, но и для НКО. Руководителям и членам Советов директоров НКО следует знать ответы на подобные вопросы, так как они касаются не столько статистических показателей, сколько динамики работы организации.

[1]K–12 – образование с 4-6 лет (возраст детского сада) до 16-19 лет (возраст 12-ой/последней ступени бесплатного образования в США). (Прим. авт.)

Источник: Tacticalphilanthropy

Добавить комментарий