О НЕОБХОДИМОСТИ УЖЕСТОЧЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО

Примеров злоупотребления должностным положением и неэффективного управления в североамериканском НКО-секторе достаточно. Системе нечего  противопоставить «паршивым овцам».

Несмотря на противоречивые утверждения, НКО-сектор США поражен такими недугами, как мошенничество, завышение заработной платы, конфликт интересов, растраты и т.д.  До недавнего времени лишь журналистика и печатные издания служили эффективным механизмом подотчетности сектора. Контрольно-надзорным органам — как федеральным, так и на уровне отдельных штатов — банально не хватает человеческих ресурсов для предупреждения или противостояния злоупотреблениям. Около половины из 850 сотрудников государственной налоговой службы заняты рассмотрением заявок на освобождение от налога, а остальные должны контролировать деятельность почти 1,6 млн. организаций по всей стране. Для правоохранительных органов деятельность НКО-сектора не является приоритетной сферой. Инициативы по саморегулированию сектора, направленные на введение стандартов, правил и повышение ответственности, не достигли ожидаемого результата. Наиболее сложная задача реформирования сектора касается сферы управления. До сих пор члены Советов директоров, которых обвиняли в злоупотреблениях, беспрепятственно оставались на занимаемых должностях. Карательные меры применяются к ним крайне редко. Очевидно,  что нужно лучше разъяснять директорам юридические и этические нормы.  Также необходимо воплощать принцип многообразия в составе советов: особенно в крупных НКО членами советов являются действующие и бывшие руководители, представляющие корпоративный мир, откуда они привносят ценности, сомнительные представления об этике и стиле управления, которые больше подходят для бизнеса, но не для НКО.

Вот некоторые из шагов, которые следует предпринять во имя улучшения управления в НКО-секторе:

  1. Совет директоров: Контрольно-надзорным органам необходимо разработать четкое руководство, которое определяло бы обязанности членов совета и, например, ограничивало число НКО, в которых один и тот же человек может быть членом совета; обеспечивало многообразие состава; требовало принятия важных решений только полным составом; ограничивало период пребывания в должности председателя.
  2. Конфликт интересов: Следует ввести запрет на оплату труда членов советов и попечителей за некоторым исключением (например, в малонаселенных регионах).  Действующее законодательство допускает оплату в тех случаях, когда она «оправдана, необходима и не чрезмерна». Выплаты попечителям следует ограничить до $5-7 тыс. в год (в противовес примерам, когда сумма превышала $300 млн. в год и вполне могла быть распределена в виде грантов).
  3. Завышение зарплаты: Сегодня зарплата чаще всего завышается в учреждениях высшего образования, искусства и спорта; в больницах и медицинских центрах; в фондах и крупных организациях, предоставляющих социальные услуги. Контролирующим органам следует определить верхний порог зарплат в НКО-секторе без учета средних рыночных показателей корпоративного сектора.  Общепринятым эталоном высокой зарплаты может служить зарплата президента США, равная $400 тыс. в год.
  4. Растраты и мошенничество: Всем организации с годовым бюджетом более $500 тыс. долларов следует (как минимум) вменить в обязанность проведение независимой аудиторской проверки.

Источник: Huffingtonpost

Добавить комментарий