Весь мир активно формирует глобальные информационные массивы (Big Data), а фонды так и не решили, какие сведения наиболее полезны для стратегического управления ресурсами. Чтобы структурировать работу по сбору и публикации ценной информации, эксперты рекомендуют обратить внимание на три типа данных…
- Транзакционные данные. Фонды всегда стремились проверять информацию об источниках финансирования организаций-соискателей грантов. Однако самые толковые разъяснения по этому поводу могли предоставить только сами НКО. А что касается целесообразности поддержки тех или иных услуг в различных сферах деятельности, то здесь главенствующая роль всегда отводилась персональным мнениям и рекомендациям экспертов. Очевидно, что в подобных условиях принять объективное решение достаточно сложно. Поэтому не стоит удивляться тому, что 1 100 крупнейших американских фондов из года в год распределяют половину благотворительного пула среди своих «любимых» НКО, которые составляют не более 1% от общей численности получателей грантов. Такая филантропия навевает мысли о туннельном мышлении, и не может претендовать на звание стратегической.
- Контекстуальная информация. Стратегический подход требует знаний о контексте, в котором действует фонд и его благополучатели. Сегодня государственные организации уже публикуют значительную часть информации, которая помогает формировать объёмное представление о регионе, потребностях целевых аудиторий, особенностях конкретной сферы деятельности и т.д. Однако сами фонды до сих пор не разобрали свои архивы, в которых за много лет скопилась масса сведений, представляющих интерес для других участников социальных преобразований.
- Сведения о социальных результатах. Данные о социальном эффекте (impact) благотворительных инвестиций являются самой сложной и непонятной материей. Если фонд поддерживает проекты, требующие изменения поведенческих моделей, то вариантов качественных изменений может оказаться настолько много, что оценить их будет невозможно. В этой непростой ситуации фонды нередко перекладывают ответственность за сбор и анализ данных на своих грантополучателей. Этот подход был бы не так уж плох, если бы грант-мейкеры действительно использовали полученную информацию для корректировки стратегий.
Филантропия станет по-настоящему стратегической, когда эти разновидности данных займут своё место в открытом пространстве и будут оказывать реальное влияние на решения фондов. Чтобы воплотить эту идею, компании Foundant и FLUXX интегрируют транзакционные данные Центра фондов (The Foundation Center; США) в программное обеспечение, предназначенное для управления грантами; Фонд Гейтсов (The Gates Foundation) регулярно обновляет контекстуальную информацию, которой пользуются все программные сотрудники организации; а целевые рабочие группы (такие как Media Impact Funders) формируют тематические массивы данных и публикуют сведения на открытых веб-сайтах, которые доступны всем заинтересованным пользователям.
Источник: Stanford Social Innovation Review