Всемирный экономический форум – 2015 (The 2015 World Economic Forum), прошедший в швейцарском Давосе, показал, что концепция «создания общей ценности» (CSV – creatingsharedvalue) стремительно расширяет ряды своих сторонников. Делегаты отметили, что мировое сообщество выполнило всего лишь три из восьми Целей развития тысячелетия (Millennium Development Goal), принятых странами-членами ООН в 2001 году, и в ожидании новых Целей устойчивого развития (Sustainable Development Goals) обсудили перспективы использования стратегий CSVдля решения сложнейших проблем XXI века.
Ожидается, что Цели устойчивого развития(SDGs) будут утверждены в ближайшем будущем – в сентябре 2015 года. Они представляют собой новый общественный договор, который определяет роли частного сектора, гражданского общества и государственных структур в процессе искоренения бедности, обеспечения продовольственной безопасности, формирования инклюзивной и равноправной системы образования, развития регенеративной энергетики, сохранения биоразнообразия планеты, укрепления мира и т.д. В обширном меню, отражающем 17 целей и 169 задач / ожидаемых результатов, корпорации смогут выбрать идеи, соответствующие специфике их бизнеса, и обновить свои стратегии с учетом приоритетов глобального масштаба. Чтобы ускорить создание межсекторных партнерств, необходимых для успешного выполнения SDGs, Инициатива «Общая ценность» (TheSharedValueInitiative) в сотрудничестве с Фондом ООН (TheUNFoundation) провела в рамках Форума специальное совещание, в котором приняли участие 45 лидеров корпораций и некоммерческих организаций. Участники встречи оценили накопленный опыт, обсудили перспективы создания общей ценности в контексте выполнения целей SDGs, и подготовили рекомендации для тех, кто собирается освоить практику CSV:
- Формируйте единое представление о проблеме. Успешные партнерские инициативы, объединяющие усилия многих стейхолдеров (multi-stakeholderpartnerships), всегда опираются на общее понимание причин, порождающих социальную проблему. Когда основные потребности установлены, организациям следует провести диагностику системы, определить ее слабые места, и сформировать список субъектов, влияющих на состояние дел в данной отрасти.
- Разрабатывайте способы решения проблемы совместными усилиями. Наличие общего взгляда на запросы целевых аудиторий создает благоприятные условия для совместного творчества, позволяющего выполнять намеченные планы с учетом сильных сторон каждого партнера.
- Учитесь взаимодействовать с конкурентами на партнерских началах. Чтобы устранить ограничения системного характера, создающие проблемы для всех субъектов рыночного сегмента или отрасли, нужно действовать сообща. «Неконкурентное сотрудничество» (non-competitive collaboration) хорошо показало себя в рамках таких направлений, как развитие кластеров и/или цепочек поставок сельскохозяйственной продукции; развитие предпринимательства; и проведение конкурсов для соискателей заказов на местные закупки.
- Вовлекайте в создание общей ценности сотрудников корпораций. Чтобы стратегия CSV стала «частью жизни» организации, ее должны поддержать работники компании, действующие на всех организационных уровнях. Разработайте систему стимулов, которая поможет мобилизовать сотрудников с активной гражданской позицией (внутренних «агентов изменений») и ускорит модернизацию корпоративной культуры.
- Инвестируйте ресурсы в развитие институционального потенциала. Успешные партнерства никогда не экономят на «опорной структуре», которая должна поддерживать процессы коммуникации, координировать работу всех участников инициативы, и обеспечивать согласованное движение к поставленной цели.
Размышляя о результатах дискуссий и рекомендациях участников Форума, администратор Программы развития ООН (UNDP — The United Nations Development Programme) Хелен Кларк (Helen Clark) отметила: «Бизнес является частью общества. Если он не сыграет отведенную ему роль, то никакого прогресса не будет, а устойчивое развитие станет недостижимой мечтой».