Как оставаться верным собственным принципам в поиске необходимого финансирования? Руководитель по политике и исследованиям крупнейшей британской экспертной НКО рассказывает о том, как решается этот вопрос в его организации при каждой новой возможности.
В основе всей деятельности НКО-сектора лежат организационные и личностные ценности и принципы. Всякий раз, когда организация сталкивается с новым источником финансирования, ее принципы держат «тест на вшивость», потому что деньги НКО нужны (а) практически всегда (б) практически без исключения. DirectoryofSocialChange (DSC) пару лет тому назад по настоятельному требованию Совета директоров попыталась унифицировать принципы принятия решения по постоянно возникающему вопросу: деньги какого происхождения можно принимать, не компрометируя организацию, ее миссию и цели? Вы отказываетесь принимать деньги напрямую от торговцев оружием или табаком, но готовы ли принять их помощь через благотворительный траст? Или же: НКО отказывается от финансовой помощи, предлагаемой торгующей оружием компанией, но принимает деньги от государства, которое является одним из его основных заказчиков. После долгих, громких и напряженных обсуждений, так и не выработав единого набора последовательных и согласующихся между собой критериев, которые без исключения характеризовали бы всевозможных доноров и источники финансирования, DSC решила, что надо описать собственные принципы, соблюдение которых и станет основным условием формирования отношения. Определив для себя три ключевых принципа – экономическая независимость, соблюдение установленных приоритетов и сохранение независимости, она обнаружила, что сами по себе эти принципы недостаточны в качестве хороших ориентиров. И тогда, отказавшись от идеи жесткого перечня, она остановилась на 10 вопросах, ответы на которые обеспечивают нужную последовательность и гибкость в каждом отдельном случае и являются одновременно практическим инструментом:
- Насколько работа, финансируемая из данного источника, соответствует нашим видению, миссии и целям?
- Существует ли иной реалистичный способ выполнить работу при существующих ресурсах (включая резервы)?
- Ощутимо ли ограничит партнерство нашу независимость?
- Разработана ли уже стратегия завершения отношений?
- Какое влияние имеет деятельность донора (в широком смысле) на нашу способность следовать видению, миссии и целям?
- Каким образом проект укрепит нашу миссию (помимо достижения целей проекта)?
- Поступили бы мы именно таким образом, если бы эти деньги принадлежали нам?
- Как соотносятся механизмы внедрения финансируемой/оговоренной работы и искомые изменения?
- Можно ли сэкономить и потратить не всю сумму?
- Содержит ли предлагаемое финансирование (и мониторинг) практики, которые мы считаем и/или определяем как хорошую (рекомендуемую) практику?
Источник: DSC