Американская коалиция Independent Sector обновила руководство по подотчетности, предлагающее некоммерческим организациям соблюдать принципы добросовестной практики «на добровольных началах». Появление новой редакции документа стало поводом для дискуссии между поборниками строгих законов и сторонниками саморегулирования.
Старший научный сотрудник Университета Джорджтауна (The George town University) Пабло Айзенберг (Pablo Eisenberg) отмечает, что обновления к Руководству (впервые вышедшему в 2007 году) отражают более гибкий подход к толкованию и учету административных / накладных расходов; озвучивают серию полезных советов по созданию эффективной системы хранения и защиты информации; и подробно разъясняют преимущества прозрачности и подотчетности НКО перед ключевыми стейкхоледрами. На этом, по мнению эксперта, положительные моменты заканчиваются, поскольку документ не принимает в расчет целый ряд существенных обстоятельств. Г-н Айзенберг, в частности, утверждает, что попытка усилить подотчетность «по доброй воле субъектов НКО-сектора» уже не удалась: нередки случаи, когда члены высших руководящих органов НКО получают внушительные гонорары за оказание юридических, бухгалтерских и фандрайзинговых услуг; зарплата лидеров благотворительных организаций зачастую не уступает доходам топ-менеджеров делового мира; а публичные скандалы с участием НКО становятся привычным явлением. Принимая во внимание все эти проблемы, эксперт рекомендует улучшить Руководство следующим образом: (1) заявить о том, что выплаты членам советов директоров противоречат традиции НКО-сектора; (2) продемонстрировать отрицательное отношение к слишком высоким зарплатам управленцев и определить пределы / критерии «разумной» оплаты труда; и (3) заострить особое внимание на требованиях к подотчетности фондов, которые вновь оказались на особом положении – возможно потому, что коалиция IS тоже зависит от настроения крупных доноров (достаточно вспомнить о том, что на создание данного Руководства было затрачено 2 млн долларов). Однако главная идея, озвученная Айзенбергом, заключается в том, что объединения, подобные IS, должны (a) активнее лоббировать разработку законодательства, способствующего усилению подотчетности НКО, и (b) настаивать на укреплении государственных структур, осуществляющих контроль за участниками благотворительной деятельности. Такой категоричный взгляд на ситуацию вызвал бурную реакцию со стороны некоторых представителей экспертного сообщества. Майкл Пиригрин (MichaelPeregrine), партнер юридической фирмы McDermottWill & Emery из Чикаго, даже выступил с ответной статьей, в которой раскритиковал позицию г-на Айзенберга, отметив, что требования Налоговой службы США (InternalRevenueServices) и так пестрят запретами, ограничениями и штрафами. А Департамент юстиции (The Department of Justice) уже который год не спускает глаз с НКО-сектора, не говоря уже о бесконечных проверках и жестких заявлениях Финансового комитета Сената (The Senate Finance Committee) и Бюджетного комитета Палаты представителей Конгресса (The Ways and Means Committee). А что касается высоких зарплат для лидеров НКО, то без них невозможно привлекать лучшие кадры в конкурентной среде. Г-н Перегрин согласен с тем, что Руководство, подготовленное коалицией IS, не идеально, однако он настоятельно рекомендует не перегружать сектор дополнительными обязательствами, принимая в расчет тот факт, что саморегулирование всегда являлось достойным дополнением к уже существующим законам и правилам.