Известный американский экономист Майкл Портер (MichaelPorter) призвал делегатов Всемирного форума Сколла — 2015 (The 2015 SkollWorldForum) «модернизировать» ВВП (который не учитывает такие важные аспекты развития, как «права собственности», «энергоснабжение», «религиозная терпимость» и многое другое) посредствам активного использования Индекса общественного прогресса (SPI — SocialProgressIndex), позволяющего формировать объективное представление о состоянии дел в той или иной стране.
- Важные особенности SPI:
- SPI изучает только реальные социальные изменения, а не попытки повлиять на ситуацию в обществе, и не денежные суммы, вложенные в реализацию этих благих намерений. Поэтому, измеряя общественный прогресс, не стоит увлекаться экономическими показателями.
- Идея SPI заключается в формировании универсальной концепции, которую можно применять в любой стране и на любом континенте, чтобы составить целостную картину общественных изменений.
- Заинтересованным субъектам следует измерять именно то, что действительно способствует изменениям на конкретном уровне.
- Три вопроса, на которые отвечает SPI:
- Получает ли население страны / региона надлежащий отклик на свои базовые запросы?
- Формируются ли условия для благополучной жизни граждан, в том числе — за счет доступа к знаниям, информации и компетенциям?
- Может ли каждый гражданин в полной мере реализовать свой индивидуальный потенциал?
В 2015 году рейтинг SPI возглавили Скандинавские страны — Норвегия и Швеция, а Великобритания и США заняли всего лишь 11 и 16 места. В нижней части списка оказались Афганистан и Республика Чад. Вотчете — 2015говорится о том, что совокупный показатель общественного прогресса во многом зависит от «увеличения доходов населения». Поэтому более богатые державы по данному параметру опережают страны с низкими доходами. Но зато показатели «защиты прав человека» и «толерантности» (которые никак не связаны с ВВП) нередко меняют общую картину. Например, в рейтинге «ВВП на душу населения» Коста-Рика заняла 28 место, показав всего лишь 13 400 долларов, а в индексе SPI обошла Италию (у которой ВВП составило 34 167 долларов) и Южную Корею (32 708 долларов). «Инклюзивный рост требует достижений по всем направлениям — как в экономике, так и в социальной сфере», — так охарактеризовал главную ценность SPI Майкл Портер, один из главных вдохновителей гибкого и по-настоящему прогрессивного индекса. Следует отметить, что ежегодный отчет SPI (который составляется с 2013 года[1]) стремительно расширяет аудиторию сторонников: инициативы, основанные на применении SPI, уже выполняются в 40 странах. Парагвай использует 52 показателя индекса (охватывающие широкий спектр параметров от «здравоохранения» и «ЖКХ» до «дискриминации» и «гражданских свобод») для разработки национального плана развития на период до 2030 года. Корпорация Coca-Cola и косметическая компания Natura подготовили к выпуску собственные обзоры SPI местного уровня, которые послужат источниками полезной информации для принятия решений о социальных инвестициях на территории Бразилии. А Главное управление Еврокомиссии по вопросам региональной и городской политики (TheEC’sdirectorate-generalforregionalandurbanpolicy) планирует с помощью SPI перевести экономические успехи в формат социальных достижений. Размышляя о значении индекса, представитель Еврокомиссии Майкл Грин (MichaelGreen) отметил: «Страны не смогут занять более высокие позиции в рейтинге SPI, улучшив положение какой-либо одной группы населения — процветающего меньшинства или менее благополучного большинства… Потому что индекс является объективным мерилом подлинной инклюзивности».
Источники: Pioneer Post, The Philanthropy News Digest, The Guardian.
[1] О первых шагах инициативы SPI читайте в статье «NEW! Индекс общественного прогресса». Дайджест № 38 (8), август 2013 г.