ОТВЕТЫ КРИТИКАМ

Стратегический консультант из Австралии Фил Престон (Phil Preston) составил список критических вопросов, звучащих в адрес концепции «создания общей ценности» (CSV), и 58сопроводил их советами для акционеров, инвесторов и иных собственников, которые помогут вывести бизнес на новый уровень ответственности перед обществом.

  • Не приукрашивает ли CSV неблаговидную практику корпораций? Термин «общая ценность» (shared value) появился недавно, и проконтролировать его корректное использование в каждой ситуации невозможно. Что делать собственникам бизнеса:  Настаивайте на том, чтобы компания публиковала показатели социальной и экономической эффективности, подтверждающие её причастность к созданию общей ценности, возникающей в процессе запуска нового продукта, развития нового рынка, использования новой бизнес-модели или снижения отрицательного воздействия на окружающую среду.
  • Не является ли CSV подменой понятий? Например, Ben & Jerry’s – это бренд мороженого, который приобрёл известность благодаря корпоративной поддержке широкого спектра общественных инициатив, включая помощь детям. Однако продукт компании не слишком полезен для здоровья, так как содержит много жиров и сахара. А если вспомнить о производителях алкоголя и табачных изделий (которые тоже желают освоить практику CSV), то станет ясно, что этические дискуссии будут жаркими. Что делать: Следите за тем, чтобы компании (a) точно формулировали социальные цели, и (b) честно рассказывали о пределах своих возможностей, за которые они не смогут переступить без ущерба для бизнеса.
  • Допустимо ли «делать деньги» на развитии общества? Исторически прибыль и общественный прогресс плохо уживались друг с другом. И видимо зря, потому что социально ориентированная деятельность корпораций, не имеющая отношения к бизнес-стратегии, на практику социальных преобразований особо не повлияла. Что делать: Если прибыль, полученная благодаря выполнению социальных инициатив, побуждает компании увеличивать вклад в преобразование общества, то это надо только приветствовать. И почему бы не воспользоваться концепцией CSV?!
  • Не является ли CSV новой формой империализма, открывающего западным компаниям дорогу в развивающиеся страны? Безусловно, многонациональные компании летят на новые рынки как мотыльки на свет, и концепция CSV в этой ситуации выгодна обществу: она ограничивает действия в интересах отдельного бизнеса, и ориентируется на сотрудничество с местными органами власти, некоммерческими организациями и другими стейкхолдерами. Что делать: Следите за показателями, которые отражают степень и характер участия всех причастных сторон в разработке и реализации стратегии CSV.
  • Можно ли использовать CSV для решения самых актуальных социальных проблем? Ряд известных стратегий CSV ориентирован на развитие здравоохранения и борьбу с бедностью, однако спектр применения концепции гораздо шире и многообразнее. Но как определить наиболее подходящее приоритетное направление? Что делать:  Тщательно изучите социальные потребности и выберите те сегменты деятельности, которые тесно связаны с основным бизнесом.
  • Стоит ли распространять CSV на все социальные инициативы бизнеса? Корпоративная филантропия, инвестиции в сообщества, вклад в устойчивое развитие общества – все эти разновидности социально ориентированной практики компаний не только имеют право на существование, но и нередко прокладывают дорогу к CSV. Что делать: Пропагандируйте избирательный подход к формированию социального портфеля компаний и следите за тем, чтобы он включал программы, имеющие прямое отношение к интересам и целям бизнеса.

«Создание общей ценности» — это альтернативный взгляд на практику повышения финансовой эффективности корпораций, совмещающий получение прибыли с удовлетворением общественных потребностей. Однако следует понимать, что CSV не может привести к полномасштабному решению всех социальных проблем, потому что данная концепция – это только один из многих механизмов, основанных на сотрудничестве разных групп стейкхолдеров.

 Источник: PhilPreston

Добавить комментарий