Этапы становления сетевой организации

В течение последних 5 лет существенно изменился контекст деятельности некоммерческих организаций. Успех НКО сегодня определяет наличие сетевого мышления (участие, открытость, готовность к децентрализованному принятию решений и коллективным действиям), а также умение оценивать и непрерывно совершенствовать систему и практику коммуникаций в режиме реального времени. Для выхода на этот уровень необходима масштабная перестройка. 

Сетевая модель не ограничивается поставкой информации в социальные сети. В первую очередь, она требует от НКО постоянного поиска дискуссионных площадок и активного участия в их работе. Такую модель невозможно освоить в одночасье. Становление сетевой организации происходит постепенно, и каждый этап обладает своими характерными признаками. С их описанием можно ознакомиться в новой книге «Оценка сетевой некоммерческой организации» (MeasuringtheNetworkedNonprofit). Её авторы Бет Кантер (BethKanter) и К.Д Пейн (KDPaine) предлагают рамочную концепцию, которую они образно назвали «Ползём, Идём, Бежим, Летим» («Crawl, Walk, Run, Fly»). С её помощью НКО могут определить, на каком этапе они находятся в данный момент, и наметить шаги для выхода на новый уровень:

Становление сетевой организации: Зрелость действующей модели (обзор)
Ползём Идём Бежим Летим
Посвящаем время работе в социальных сетях Согласуем социальные цели с задачами коммуникации Используем согласованную стратегию формирования контента Интегрируем многочисленные каналы взаимодействия
Меняем культуру Используем политику работы в социальных медиа Привлекаем влиятельных субъектов и партнеров Формируем сеть
Закладываем основу Небольшие эксперименты для понимания и наработки практического опыта Выявление наиболее успешных примеров тактики, позволяющей получать ощутимые результаты Углублённый анализ опыта и дальнейшее улучшение практики, позволяющей добиваться более значительных результатов
  • «Ползём» — На данном этапе НКО не занимается постоянной работой в социальных сетях и не оценивает данный процесс. Организация заложила основы для подобной деятельности, но пока не сформировала культуру, способствующую возникновению сетевого мышления.
  • «Идём» — НКО постоянно использует несколько каналов социальных медиа, но пока не считает данное направление стратегическим, ограничивается распространением информации и сбором данных, которые помогают её руководству лучше оценить значение, преимущества и стоимость сетевой работы. Ей следует определить наименее затратные способы развития внутренних компетенций и закрепить соответствующие обязанности за конкретными сотрудниками.
  • «Бежим» —  Организация использует более двух каналов социальных медиа, руководствуясь согласованной стратегией, которая определяет ключевые направления, результаты и показатели. НКО уже хорошо представляет, как должны выглядеть сеть; оценивает эффективность взаимодействия; инвестирует средства в развитие компетенций; и отражает соответствующие обязанности в должностных инструкциях сотрудников. Для совета директоров каналы связи являются неотъемлемой частью управленческого процесса.
  • «Летим» — НКО надёжно освоили все процессы предыдущих этапов, активно обучаются на собственных ошибках, закрепляют успехи и используют комплексные инструменты и техники измерения и оценки. Они являются активными участниками сети людей и организаций, вовлечённых в социальные преобразования.
Подробное описание критериев, показателей и практик
Задачи Категории Показатели
Внутренние Культура Сетевое мышление;Институциональная поддержка;

Коммуникационная стратегия.

Тем, кто «Ползёт», «Идёт», «Бежит» и «Летит» соответствуют разные практики и показатели
Компетенции Объем рабочего времени;Знания;

Каналы.

Измерения Анализ;Инструменты;

Согласование.

Внешние Изучение контекста Мониторинг бренда;Картирование связей;

Выявление влиятельных субъектов.

Взаимодействие Шкала оценки интенсивности взаимодействия;Обратная связь.
Содержание Согласованные содержательные компоненты;Освещение социально-значимых вопросов.
Сеть Формирование сети и сетевое взаимодействие;Сотрудничество с партнерами;

Социально-ориентированный фандрайзинг.

Воздействие / эффект Показатели Охват аудитории;Взаимодействие и участие;

Влияние;

Прочные позиции лидера;

Результаты (деятельность, изменение моделей поведения, финансы).

Если Вы стремитесь сформировать сеть, то определите, на каком этапе находится Ваша НКО?!

Источник: Stanford Social Information Review

 

Добавить комментарий