Оценка не должна быть занятием для избранных

1Оценочные исследования являются источником ценных сведений, способных существенно повысить эффективность социальных программ. Однако инвестиции в развитие оценки могут позволить себе лишь самые богатые и устойчивые организации. Об этой проблеме и способах ее решения рассказывает американский консультант Питер Йорк.

  • Оценка – роскошь? Чтобы оценка стала подлинным ресурсом развития, она должна занять достойное место в жизни большинства субъектов социальной сферы. Но сегодняшняя ситуация такова, что в это важное направление вкладывают ресурсы не более 3-5% филантропических институтов и примерно столько же некоммерческих организаций с надежными источниками финансирования. Они разрабатывают самые современные виды оценочного дизайна, учитывающие интересы широкого круга стейкхолдеров (включая конечных благополучателей), и применяют полученную информацию для повышения «КПД» программ и проектов. Однако даже самые прогрессивные открытия и улучшения не изменят общего ландшафта социальных преобразований, пока оценка не станет постоянной практикой множества игроков. Чтобы повлиять на ход событий, эксперты и консультанты создали компанию Algorhythm (США), которая  стремится вывести оценочную деятельность за рамки «элитного клуба».
  • Применение принципов «экономики взаимопомощи» (sharing economy) в сфере оценки социальных инициатив. Чтобы «подорвать» неэффективную систему, г-н Йорк предлагает взять на заметку бизнес-модель «райдшеринга» (ridesharing) от компании Uber, которая превращает обычных пассажиров в попутчиков или даже в профессиональных водителей. Данная технология опирается на сетевые ресурсы, единую базу данных и общую платформу для обучения пользователей. Ее смысл заключается в том, что люди получают качественный сервис по доступной цене, оплачивая транспортные услуги «вскладчину». Следуя данному примеру, объединение Algorhythm тоже разработало технологическую платформу, устраняющую множество препятствий для развития оценки посредством публикации показателей эффективности для разных сегментов деятельности, сравнительных данных для похожих программ, методик сбора сведений, техник взаимодействия с разными группами благополучателей и т.д. Помимо этого, в ближайшее время состоится запуск систем iLearning Systems, с помощью которых провайдеры разных видов социальных услуг смогут приступить к постановке оценочных процессов, затрачивая на этот компонент деятельности не более 1% годового бюджета — от 500 до 1 500 долларов. Это вполне приемлемая сумма, которую может себе позволить любая, даже самая небольшая НКО.  Для сравнения: согласно последним данным профессиональной сети Innovation Network (США), расходы организаций на оценочную практику в среднем составляют от 5% до 10% годового бюджета. Снижая уровень необходимых расходов на несколько пунктов, команда Algorhythm планирует добиться того, чтобы учреждения социальной сферы смогли в массовом порядке запустить и/или модернизировать процессы оценки, освоить перспективные модели консультаций со стейкхолдерами, и составлять отчеты, ориентируясь на запросы потребителей информации.

Источник: Markets for Good

Добавить комментарий