Инициатива «Общая ценность» (SVI – TheSharedValueInitiative) опубликовала результаты исследования, которому консалтинговая организация FSG (США) посвятила 1,5 года. Эта масштабная работа показала, что эффект от развития системы местных закупок многократно превышает результаты социальных программ, которые добывающие компании финансируют в регионах присутствия на протяжении многих лет.
В ходе исследования команда FSG руководствовалась интересами двух целевых аудиторий – (1) беднейших сообществ Танзании, Уганды, Монголии и других стран, которые зависят от политики добывающих предприятий, и (2) крупнейших нефтегазовых компаний (НФК) с годовыми доходами свыше 4 трлн долларов, которые могут объединить (или уже объединили) усилия с государством и гражданским обществом, чтобы повлиять на решение сложных социальных проблем. Интервью со специалистами 26 корпораций показали, что НФК занимаются вопросами развития сообществ уже несколько десятилетий, однако темпы изменений остаются незначительными. Поэтому перспектива изучения и освоения успешного опыта «коллег по цеху» была встречена с большим оптимизмом. Чтобы составить объективное представление о передовой практике, специалисты FSG сформировали межсекторный консультативный совет, в который вошли представители науки, деловых кругов и некоммерческих организаций. Результаты опроса и экспертной работы были представлены в отчете «Социальные цели для добывающей отрасли: создание общей ценности для компаний нефтегазового комплекса и местных сообществ» (ExtractingwithPurpose: CreatingSharedValueintheOilandGasandMiningSectors’ CompaniesandCommunities). Авторы этого документа отмечают, что приобретая товары/работы/услуги у местных организаций, НФК привлекают в регионы деловой активности новые технологии, стимулируют создание рабочих мест, и способствуют развитию локальных экономических систем. А что касается преимуществ для бизнеса, то корпорации, в свою очередь, снижают логистические затраты, расширяют аудиторию надежных поставщиков, и закладывают основу для конструктивного взаимодействия с органами власти и общественностью. Опыт южноафриканской компании AngloAmerican(которая в 2013 году приобрела у местных поставщиков продукцию и услуги на сумму в 1,63 млрд долларов) показал, что увеличение бюджета местных закупок всего на 1% (примерно на 160 млн долларов) по своей эффективности приравнивается к 125% затрат на традиционные программы корпоративной социальной ответственности (127 млн долларов). Также выяснилось, что привычные инициативы КСО не только не решают проблемы на местах, но и зачастую усугубляют конфликты с населением. Данные наблюдения и выводы не означают, что нефтегазовым предприятиям следует немедленно отказаться от финансирования медицинских центров, спортивных мероприятий или других местных проектов. Однако следует понимать, что подменяя функции государственных учреждений, НФК не установят крепких отношений ни с местным сообществом, ни с местной властью. Настало время, когда добывающие компании должны освоить роль долгосрочных партнеров, готовых использовать систему закупок в качестве возможности для пополнения местных бюджетов и увеличения численности экономически активных субъектов.