Американский некоммерческий мир хорошо «приправлен» отраслевыми ассоциациями, правозащитными и наблюдательными организациями, которые, по мнению Пабло Айзенберга, преподавателя Университета Джорджтауна (США), пока не справляются со своими важнейшими сервисными функциями. Эксперт считает, что данные объединения должны активнее бороться за поправки к законам, которые помогут малым и средним НКО получить необходимые ресурсы.
Если такие организации, как Национальный совет НКО (TheNationalCouncilofNonprofits), коалиция «Независимый сектор» (TheIndependentSector) или консалтинговое агентство BoardSource действительно хотят сделать для американских НКО нечто стоящее, то они должны направить свою энергию на поиск источников новых «больших денег». Например, они могут добиваться того, чтобы Конгресс США повысил «минимальный процент от стоимости активов», который фонды обязаны расходовать на благотворительные цели в течение года. Сегодня грантмейкеры строго придерживаются установленных 5%, которые ежегодно поставляют НКО-сектору 55 млрд долларов. Если эта минимальная планка поднимется всего на 1%, то поток ресурсов увеличится на 7-10 млрд долларов. Безусловно, филантропические институты сопротивляются изменениям всеми силами, однако исследователи и эксперты утверждают, что 7-8% — это тоже вполне допустимый и безопасный процент, который не помешает фондам «жить вечно». При этом, целесообразность «бесконечного существования фондов» тоже становится поводом для дискуссии, и на смену этой идее приходит концепция «ограниченного жизненного цикла», допускающая вариант полного использования всех активов. К тому же, существует еще несколько сценариев, которые стоило бы обсудить с представителями законодательных органов. Это, например, снижение акцизов для тех фондов, которые увеличивают расходы на благотворительность «по доброй воле»; запрет на выплату гонораров членам руководящих органов фондов (эти расходы в среднем составляют от 400 до 500 млн долларов в год); и введение новых требований, обязывающих именные фонды (donor-advisedfunds) полностью распределять средства в течение 7-10 лет. Иными словами, варианты увеличения денежных потоков хорошо известны, но некоммерческое сообщество почему-то сконцентрировалось на борьбе против сокращения налоговых вычетов до 28%, которое по сути не угрожает жизнеспособности НКО: в случае принятия соответствующих поправок, ежегодный объем благотворительных долларов сократится всего на 1 млрд (если учесть, что в течение года в сектор поступает до 335 млрд долларов, то эта сумма является незначительной). Помимо этого, НКО активно сопротивляются усилению официальных требований к раскрытию информации об использовании ресурсов, вместо того, чтобы демонстрировать свою открытость и укреплять общественное доверие. Сегодня в США действуют более 1,3 млн некоммерческих организаций, а за их деятельностью следят всего лишь 500 специалистов Налоговой службы (TheInternalRevenueService). Если бы НКО-сектор не тратил энергию на борьбу с этой незначительной группой госслужащих, то смог бы переместить внимание на действительно важную проблему, связанную с усилением влияния крупных фондов, чьи советы директоров напоминают элитные клубы состоятельных граждан, принимающих решения в пользу самых солидных НКО и диктующих обществу приоритеты развития. По данным Центра фондов (TheFoundationCenter), более 60% грантмейкеров предпочитают работать с «приглашенными заявками» (invitedproposals) и всеми силами отгораживаются от малых и средних организаций, предоставляющих гражданам и сообществам основной объем социальных услуг. Г-н Айзенберг отмечает, что отдельные НКО стараются не критиковать фонды, чтобы не навлечь на себя гнев влиятельных доноров, и рассчитывают на то, что объединения и коалиции озвучат их мнение должным образом. В связи с этим, эксперт рекомендует инфраструктурным организациям пересмотреть свои текущие задачи и сконцентрировать усилия на изменении законодательства, на вопросах прозрачности и отчетности НКО, и на укреплении демократической практики в сфере филантропии.
Источники: The Chronicle of Philanthropy