Кубинские варианты социально ответственного бизнеса

1В 2011 году Куба утвердила «Основные направления социально-экономической политики», вошедшие в историю как «Lineamientos» («Руководящие принципы»). Этот документ положил начало процессу обновления экономики, который — в отличие от рыночных реформ, проведенных в ряде стран в 1990-х годах — оказался не только более либеральным, но и более конструктивным: главным достижением кубинских преобразований стало появление социально ответственного бизнеса.

  • Предыстория. Руководящие принципы расширили полномочия государственных корпораций в сфере управления ресурсами и поддержало развитие «негосударственных» предприятий и частных кооперативов, обеспечивающих самозанятость населения. Теперь граждане Кубы  могут получать услуги на договорной основе  и приобретать/продавать недвижимость и автомобили. Это, безусловно, важные и нужные изменения, но вместе с активизацией коммерческой деятельности страна получила побочные эффекты в виде загрязнения окружающей среды и социального неравенства. Чтобы воспрепятствовать этим тенденциям, прогрессивные лидеры кооперативов и компаний нового типа решили обратиться к модели «социального предприятия» (СП),  которое действует с учетом частных и коллективных интересов.
  • Возможности для выражения социальной ответственности на базе предприятий разных форм собственности:

—        Частные предприятия. Одним из ярких примеров успешного сочетания деловых и общественных интересов на базе частной компании является столичный салон красоты ArteCorte, который помимо оказания профессиональных услуг и обучения молодых специалистов направляет часть прибыли на реконструкцию жилого фонда Старой Гаваны и обустройство местной инфраструктуры.

—        Кооперативы видят свою ответственность перед обществом в том, чтобы производить продукцию высокого качества, достойно оплачивать труд своих работников и обеспечивать отклик на потребности населения. Например, кооперативы, осуществляющие сбор бумажной, пластиковой и стеклянной упаковки занимаются просветительской работой и вовлекают людей в мероприятия по очистке городских территорий от мусора.

—        Государственные предприятия составляют 80% кубинской экономики и пока являются частью централизованной, командной системы – выполняют «приказы сверху» и страдают от бюрократии и устаревших технологий. В силу данных обстоятельств, их участие в развитии практики КСО остается ограниченным.

  • Разработка новых показателей.Пять лет назад на Кубе стартовала программа «Социально ответственное предпринимательство и муниципальное развитие на Кубе» (SRELDC — ResponsibleEnterpriseandLocalDevelopmentinCuba). Важным результатом данной инициативы стало создание сети RedESORSE, которая занимается тестированием различных моделей СП и разработкой показателей КСО для трех основных форм собственности – частной, кооперативной и государственной. Эксперты взяли за основу показатели, разработанные бразильским институтом ETHOSInstitute, которые согласуются с требованиями Глобальной инициативы по отчетности (TheGlobalReportingInitiative), но при этом лучше передают специфику развивающихся стран. Очевидно, что самыми перспективными с точки зрения адаптации новых моделей являются кооперативы, однако сеть RedESORSE уделяет не меньшее внимание государственным предприятиям, которые работают в непростых условиях и заметно сдерживают развитие КСО. В целом программа SRELDC выполняется успешно, и этому в значительной мере способствует содействие со стороны власти, бизнеса и некоммерческого сектора.

Источник: The Stanford Innovation Review

 

Добавить комментарий