Конкуренция за госконтракты отвлекает НКО от высоких целей

1Изучая роль благотворительных организаций в социальной сфере, глава британского исследовательского центра NPC Дэн Корриобратил внимание на то, что в борьбе за госконтракты НКО пытаются действовать как коммерческие предприятия, забывая о том, что их главным козырем являются уникальные знания о запросах целевых аудиторий и новые идеи и практики.

Сегодня многие авторитетные и компетентные НКО неплохо освоились в роли ключевых партнеров власти и практически перестали привлекать пожертвования из других источников. Они считают, что работа по госконтрактам – лучшая возможность для оказания помощи клиентам и расширения масштабов деятельности. Столкнувшись с экономическими трудностями, другие НКО стали рассуждать примерно так же, и решили устранить финансовый дефицит с помощью бюджетных ресурсов. В результате аудитория некоммерческих провайдеров услуг стала более представительной: согласно данным британского Национального совета добровольных объединений (The National Council of Voluntary Organisations), в период с 2000 по 2010 гг. НКО-сектор увеличил объем поступлений по госконтрактам с 2,6 млрд до 12 млрд фунтов стерлингов. Это очень хорошая тенденция, потому что НКО пользуются заслуженным доверием своих целевых аудиторий, и могут вовлекать благополучателей в разработку дизайна программ и услуг. Помимо этого, с появлением схемы «оплаты по результатам» (paymentbyresults) некоторые НКО стали уделять больше внимания сбору и анализу сведений, позволяющих оценивать и демонстрировать достижения ключевым стейкхолдерам. По предварительным расчетам, озвученным экспертами NPC вдокладе для Художественного совета (TheArtsCouncil), доказательства эффективности (evidence) способны произвести на заказчиков благоприятное впечатление и увеличить годовые доходы сферы искусства и культуры на 300 млн фунтов стерлингов. Примерно так выглядят перспективы, которые со временем могут трансформироваться в постоянную практику социальных НКО. Однако у этой «медали» есть и своя оборотная сторона. В частности, среди представителей власти бытует мнение, что основная задача благотворительного сектора заключается в том, чтобы направлять общественные ресурсы на улучшение положения уязвимых категорий населения. Однако проблемы нужно не только решать, но и предотвращать. Некоммерческое сообщество непрерывно генерирует идеи, нацеленные на профилактику отрицательных общественных явлений, но в силу того, что многие НКО не могут управлять значительными денежными потоками (и, соответственно, остаются на вторых ролях — в статусе субподрядчиков), их влияние на социально-экономическую политику остается ограниченным. Если ситуация не изменится, то Третьему сектору придется принять систему в ее сегодняшнем виде, без каких-либо модификаций. Чтобы воспрепятствовать такому сценарию, Дэн Корри рекомендует некоммерческим организациям сконцентрировать усилия на дизайне услуг, отражающих социально значимые идеи и ценности, а государственным организациям и донорам – разработать систему стимулов, устраняющих «гонку за количеством» и направляющих энергию соискателей контрактов на оказание помощи тем, кто в этом нуждается больше всего.

Источник: Civil Society Media Ltd

 

Добавить комментарий