Самокритика и умение правильно реагировать на внешнюю критику пока не укоренились в культуре некоммерческого сообщества. Американские эксперты Кен Бергер (Ken Berger) и Джереми Кохомбан (Jeremy Kohomban) призывают коллег не замалчивать эту проблему.
В последние годы в США стали появляться общественные объединения (такие как CForward или The Charity Defense Council), которые помогают благотворительным организациям защищаться от несправедливой критики и псевдо-сенсаций, намеренно искажающих информацию о состоянии дел в НКО. Работа защитников очень важна, но не всегда плодотворна, потому что многие организации надеются на то, что СМИ пошумят и успокоятся, а работа во благо общества вновь пойдёт своим чередом. А другие НКО наивно полагают, что достигнутые ими результаты являются самым убедительным аргументом, способным отразить любые атаки. К сожалению, подобные стратегии слишком ненадёжны, потому что, во-первых, СМИ целенаправленно ищут противоречия и обсуждают их «до победного», и, во-вторых, помимо социальных результатов существует целый ряд других критериев, по которым можно судить об ответственном использовании благотворительных ресурсов. В частности, речь идёт о таких аспектах деятельности, как добросовестное руководство, этика, профессиональное управление финансами, стандарты фандрайзинга, наличие достоверных данных, подтверждающих достижения НКО и т.д. Организация может демонстрировать неплохие результаты, но они не гарантируют того, что в процессе создания общественных благ часть ресурсов не ушла в неизвестном направлении. Некоторые исследователи утверждают, что ежегодные потери от неэтичного поведения лидеров НКО измеряются миллиардами долларов. Организации, которые пользуются налоговыми льготами, обязаны не только отчитываться перед налогоплательщиками и донорами, но и бороться с нарушениями внутри своего сообщества. Однако практика показывает, что искатели справедливости, выступающие за открытое обсуждение злоупотреблений, сразу отправляются в зону отчуждения: коллеги делают вид, что ничего не происходит, и держатся за имидж неконфликтных работников. Эксперты предполагают, что культура открытости в отношении «неудобных вопросов» придёт вместе с новым поколением лидеров. Но чтобы этот прогноз стал реальностью, НКО-сектор должен поддерживать и расширять этические дискуссии.
Источник: The Chronicle of Philanthropy