Как отличить социальную инновацию от старых добрых изобретений

1Сегодня многие НКО видоизменяют существующие практики и преподносят их в качестве инновационных моделей. Чтобы научиться отделять «зерна от плевел», американский эксперт Синтия Гибсон (Cynthia Gibson) предлагает воспользоваться проверочными вопросами.

  1. Является ли то, что преподносится как «новое» действительно новым, или это просто старая идея в другой упаковке? Например, то, что раньше называлось «межсекторным сотрудничеством» сегодня стало «коллективным воздействием» (collectiveimpact). Или «инвестиции, содействующие выполнению программ / миссии» (program-related / mission-driveninvestments), которые существуют уже давно, сегодня рассматриваются как разновидность новых «инвестиций, ориентированных на достижение социальных результатов» (impactinvesting).
  2. Существуют ли доказательства эффективности предлагаемой идеи или модели? Например, британские учёные ещё не изучили последствия применения социальных облигаций (social-impactbonds),  но многие страны уже вкладывают в это направление миллионы долларов.
  3. Кто стоит за предлагаемой идеей? Всегда полезно знать, кто заинтересован в продвижении идеи или продукта. Если информация распространяется под флагом некоммерческой организации, то стоит поинтересоваться её опытом работы в данной сфере.
  4. Не преподносится ли идея в качестве панацеи от всех бед? Не стоит верить всему, что говорят. Любая гипотеза нуждается в проверке.
  5. Можно ли воспроизвести предлагаемую модель в других местах / регионах? Каждое сообщество уникально, и любая модель требует адаптации к новому контексту.
  6. Не расходится ли идея с миссией НКО? Убедитесь в том, что новое направление не оттягивает ресурсы НКО от основной работы, нацеленной на выполнение миссии.
  7. Совещались ли разработчики новой модели / услуги с конечными благополучателями?  Зачастую новые идеи начинают воплощаться без предварительных консультаций с потенциальными потребителями услуг. Именно так произошло с микрофинансированием.
  8. Какую цель ставят перед собой авторы идеи: помочь конкретной группе людей или увеличить доходы заинтересованных сторон?

Эти вопросы помогут сформировать реалистичное представление о любом нововведении. Но есть ещё один вопрос, который руководитель американского Фонда поддержки НКО (TheNonprofitAssistanceFund) Кейт Барр (KateBarr) считает основополагающим: «Сможет ли новая практика изменить жизни людей к лучшему?»

Источник: The Chronicle of Philanthropy

Добавить комментарий