Обязательные расходы на КСО – слишком смелый шаг для Индии

1Индийский парламент намерен принять новый Закон о компаниях, обязывающий предприятия расходовать на программы корпоративной социальной ответственности (КСО) не менее 2% годовой прибыли. Споры о целесообразности «обязательной КСО» только входят в активную фазу, и многие эксперты считают принятие закона преждевременным.
70% крупных компаний Европы и Америки прилагают значительные усилия, чтобы продемонстрировать обществу свою социальную ответственность. Поэтому эксперименты с «обязательной КСО» проводятся с большой осторожностью, и всего лишь в нескольких странах – в Нидерландах, Дании, Австралии и Франции. Теперь к ним решила примкнуть Индия. Согласно прогнозам консалтинговой организации Ernst & Young, индийский закон затронет деятельность примерно 3 ооо компаний и обеспечит программы КСО финансированием в размере 2 млрд долларов.То есть, влияние закона на корпорации будет весьма ощутимым. Некоторые учёные и специалисты называют эксперимент в масштабах страны слишком рискованным,  и считают концепцию обязательной КСО противоречивой по целому ряду причин:

  1. Термин «КСО» до сих пор не имеет точного определения, но зато большинство участников дискуссии (представители власти, науки, НКО-сектора, эксперты и консультанты) единодушны в том, что по своей природе КСО является добровольным явлением. Не удивительно, что индийский закон не предлагает точного толкования КСО, ограничиваясь перечислением нескольких направлений деятельности, таких как «искоренение голода и нищеты», «расширение образовательных возможностей» и «обеспечение экологической устойчивости». Не слишком ли туманно для столь серьёзного нормативно-правового документа?!
  2. Чтобы избежать открытых политических дебатов, обязательным расходам дают разные названия, но по сути они всё равно остаются налогами. Индийский случай — не исключение. Международная консалтинговая организация KPMG отмечает, что сегодня корпоративный налог Индии (32,45%) намного превышает среднемировой показатель (24,9%). Правительство понимает, что любое, даже малейшее повышение налога сделает страну менее привлекательной для инвесторов, и приведёт к утрате конкурентных преимуществ страны на глобальных ранках. Именно этим объясняется горячее желание завуалировать непопулярную меру.
  3. Несмотря на стремительный экономический рост, неравенство в распределении благ остаётся для Индии одной из самых насущных проблем. Об усилении расслоения общества по уровню доходов свидетельствует увеличение коэффициента Джини[1], который за последние 20 лет возрос с 0,32 до 0,38. Закон вряд ли изменит ситуацию, потому что корпорации сразу начнут искать лазейки, именуя корпоративные тренинги «расширением образовательных возможностей», а выполнение экологических требований — «содействием экологической устойчивости».

В настоящий момент индийские компании предлагают множество услуг, которые выгодны как бизнесу, так и обществу. И эта работа выполняется независимо от наличия или отсутствия закона. Вероятнее всего, Индия слишком спешит с применением непопулярных мер.

Источник: Stanford Social Innovation Review

[1] Коэффициент/индекс концентрации доходовиндекс Джини (Ginicoefficient)показатель, характеризующий неравенство доходов населения, т. е. степень отклонения фактического распределения денежных доходов от равномерного. (Прим. авт.)

Добавить комментарий