Поезд прозрачности набирает ход – фондам придется открывать информацию

1Глава Национального комитета ответственной филантропии (США) Аарон Дорфман утверждает, что в современных условиях – когда возрастающие требования к открытости фондов удачно сочетаются с техническими возможностями потребителей информации – филантропические институты должны усиливать прозрачность по собственной воле, не дожидаясь серьезной конфронтации с обществом.

Фонды привыкли работать скрытно, публикуя неполные сведения «по своему усмотрению». Однако в ближайшие годы подобный формат взаимодействия со стейкхолдерами станет невозможным. Такое развитие событий является закономерным этапом «эволюции прозрачности», которая началась в 1980 году с публикации отчета «Фонды и публичная информация: свет или тень» (FoundationsandPublicInformation: SunshineorShadow). Авторы этой беспрецедентной работы сообщали о том, что 60% крупнейших американских фондов не соблюдают стандарты публичной отчетности, а половина проверенных организаций не раскрывает информацию даже «по запросу».

Это исследование было проведено по инициативе изрядно разочарованных лидеров НКО и конгрессменов, которые не могли понять, «каким образом» и «на что» богатые фонды, получающие значительные налоговые льготы, тратят свои миллионы. С тех пор утекло много воды, и ситуация изменилась: в 1980-х годах появились годовые отчеты фондов, 1990-е увенчались созданием веб-сайтов, а в 2000 году агентство GuideStar впервые опубликовало финансовые данные фондов, приведенные в формах налоговой отчетности 990-PF. Затем, в 2010 году Центр фондов (TheFoundationCenter) запустил сайт «Стеклянные карманы» (Glasspockets), который вывел дискуссию о прозрачности на новый уровень; а в 2013 году было выпущено пособие, включающее обзор примеров из жизни прозрачных фондов. А что касается самых последних событий, то самыми яркими среди них стали две инициативы: (1) проект КомитетаNCRP«Активатор филантропии» (Philamplify), в рамках которого проводятся внезапные проверки фондов, включающие изучение мнений грантополучателей, партнеров и других причастных сторон[1]; и (2) создание Фонда «Совместное познание» (The FundforSharedInsight), который активно пропагандирует открытость и укрепляет связи фондов с благополучателями[2]. И, наконец, помимо так называемых «организованных действий», следует вспомнить о современных информационно-коммуникационных технологиях и «власти социальных сетей», а также о расследовательской журналистике и утечке информации. Помимо этого, уже не за горами тот день, когда, в публичное пространство будут вброшены формы 990, но теперь уже не в формате PDF (который не слишком удобен для изучения и анализа), а в самом обычном электронном виде[3]. По мнению Аарона Дорфмана, все прежние достижения филантропического сектора и особенности века цифровых технологий говорят об одном: будущее есть только у тех фондов, которые рассматривают прозрачность как преимущество, налаживают со своими стейкхолдерами и общественностью конструктивные отношения, увеличивают объемы раскрываемой информации, и сознательно отказываются от закулисного влияния на общественные процессы.

Источник: Nonprofit Quarterly

[1]Подробную информацию о проекте Philamplify можно почерпнуть в статьях «Новая инициатива: уроки подлинной прозрачности для американских фондов» (Дайджест № 8 / 50, август 2014 г.),«Активатор филантропии» проверяет американские фонды» (Дайджест № 9 / 51, сентябрь 2014 г.) и «Открытая закрытость частных фондов» (Дайджест № 1 / 55, январь 2015 г.).

[2] О первом конкурсе и деятельности Фонда «Совместное познание» читайте в статьях «Новый отчет от экспертной организации: не пренебрегайте мнением конечных благополучателей» (Дайджест № 1 / 55, январь 2015 г.) и «Расширение обмена знаниями среди НКО: партнерская инициатива частных фондов США»(Дайджест № 2 / 56, февраль 2015 г.).

[3] Читайте об этом в статье «Требование к Налоговой службе США: обязательная  отчетность НКО должна быть доступной в удобном для пользователя формате» (Дайджест № 2 / 56, февраль 2015 г.).

Добавить комментарий