Управление некоммерческой организацией: учебные планы должны соответствовать вызовам времени

Программы обучения управленческих кадров для НКО-сектора не учитывают особенностей современного динамичного контекста. 56-15Такой вывод сделала доцент Университета
Огайо (
The Ohio University) Джудит Миллсен (Judith Millesen) по итогам собеседований с исследователями и консультантами авторитетных американских организаций. В ходе интервью эксперты обозначили пять ключевых идей, которые помогут учебным заведениям улучшить подходы к подготовке лидеров нового века.

  1. Определение ценностей, которые некоммерческие организации создают для общества. Вероятность выполнения социально значимых миссий зависит от степени доверия людей, для которых работают НКО. Поэтому сектору нужны профессионалы, осознающие ценность актуальной информации и настроенные на поиск возможностей для решения проблем с учетом потребностей целевых аудиторий. Чтобы сформировать эти качества, в учебные планы следует включить новые предметы, которые помогут будущим лидерам узнать об истории развития и становления НКО-сектора, определить место и роль НКО на общественной арене, и увидеть перспективы создания ценностей для конкретных групп населения.
  2. Формирование представления о процессе общественных преобразований. Сегодня студенты изучают модель НКО, которая сложилась лет 20-30 назад. Эксперты считают, что с таким багажом знаний строить светлое будущее достаточно сложно, и предлагают разнообразить обучение разработкой инструментов, ориентированных на укрепление сотрудничества с органами власти и одновременное вовлечение местных жителей в процессы обсуждения и принятия решений.
  3. Сотрудничество и коллективная деятельность. Как показывает практика, самые эффективные способы решения социальных проблем основаны на использовании коллективных, сетевых и междисциплинарных подходов. Однако выпускники учебных заведений зачастую не имеют представления о сложных системах и групповой динамике – распределении ролей, источниках мотивации, потоках коммуникации, конфликтах и т.д. Этот недостаток можно устранить, если теоретическая часть новых курсов будет сочетаться с практической работой в партнерских проектах.
  4.  Выбор подходящей организационной структуры и бизнес-модели. В сегодняшних условиях НКО не могут рассчитывать только на пожертвования и гранты. Будущим лидерам необходимы знания о разных способах получения доходов (фандрайзинг, заработанный доход, др.), организационных структурах (традиционная НКО, социальное предприятие), о ценообразовании и различных бизнес-моделях, нацеленных на получение максимальных социальных результатов. Значительная часть этих вопросов в процессе обучения даже не обсуждается.
  5. Изучение существующей практики. Чтобы научиться управлять организацией, студенты должны стажироваться в действующих НКО, учиться на опыте своих коллег и оценивать собственные результаты. Но для принятия решений со сложными сценариями (требующими равного внимания к этическим и финансовым аспектам, взаимодействию с ключевыми стейкхолдерами, и процессу выполнения главной задачи, которая заключается в получении существенного социального результата) необходима предварительная теоретическая подготовка, основанная на изучении соответствующих примеров из практики. Образцы успешных кейсов можно почерпнуть в книге Марагерет Уитли (Margaret Wheatley) и Деборы Фриз (Deborah Frieze) «Опережающие действия: Образовательное турне по сообществам, которые уже сегодня живут в будущем» (Walk Out Walk On: A Learning Journey into Communities Daringto Livethe Future Now)

Очевидно, что ожидания, которые возлагает сектор на своих лидеров, не соответствуют знаниям сегодняшних выпускников. Поэтому образовательным учреждениям следует разнообразить учебный процесс за счет применения новых методик, и существенно скорректировать список дисциплин с учетом новых потребностей НКО и прогнозов на ближайшее и отдаленное будущее.

 Источники: Nonprofit Quarterly

Добавить комментарий