Социальная эффективность инноваций: магические вопросы для точных прогнозов

56-14Чтобы заранее понять, сможет ли стратап, предлагающий новый продукт, технологию или услугу, существенно повлиять на решение социальной проблемы, команда Фонда Мулаго (The Mulago Foundation; США) использует специальные проверочные вопросы.  Директор организации Кевин Старр (Kevin Starr) озвучивает эти вопросы, и рассказывает, как ими пользоваться.

  • Насколько велика потребность в данной инновационной разработке? Запрашивая средства на финансирование проектов, авторы заявок формулируют для своих инноваций социально значимые миссии (согласно требованиям фонда, формулировка не должна превышать восьми слов), из которых фонд может выбрать самые важные. Например, если вам предлагают лучший вариант домашней печи, чтобы «снизить показатель респираторных заболеваний в малоимущих семьях», то вы рассуждаете следующим образом: устаревшие печи – это значительный источник двуокиси углерода, который вызывает климатические изменения и угрожает всему человечеству. Это значит, что использование модернизированных печей может сократить эмиссию парников газов, сохранить здоровье людям и предотвратить вырубку лесов. То есть, проект выполняет несколько миссий, и каждая из них важна для общества. Следовательно, идею этого стартапа можно считать перспективной.
  • Какова предполагаемая эффективность разработки? Далее следует выяснить, насколько эффективной  будет печь в процессе эксплуатации, и определить степень ее улучшений в сравнении с существующими менее удачными аналогами. В частности, исследования показали, что для предотвращения респираторных заболеваний степень загрязнения от печных установок должна снизиться на 85-90% (50% — недостаточно).
  • Получат ли разработку те, кто в ней особенно нуждается? Если авторы проекта не подумали о распространении продукции, то поддерживать инновацию не имеет смыла. Поэтому, оценив заявку по первым трем пунктам, обратите особое внимание на следующие аспекты:

—        Цена. Продукция / услуга / технология должна быть доступной по цене – ниже средней в данном сегменте рынка. Иначе ее никто не купит.

—        Каналы распространения. Малоимущие граждане, как правило, являются наименее активными участниками рынка и/или живут в удаленных городах и селах. Чтобы выйти на эти труднодоступные аудитории, команда проекта должна обдумать разные варианты, вплоть до самого сложного – построения собственной сети.

—        Продажи. Выясните, кто и каким образом доведет новый товар до потребителя.

Иными словами, с инновациями работать непросто, но интересно и, самое главное — полезно для общества.

 Источник: The Stanford Innovation Review

Добавить комментарий