О роли оценки в жизни «обучающихся грантмейкеров»


Чтобы благотворительные ресурсы приносили обществу максимальную 56-8пользу, институты филантропии должны
постоянно учиться — оценивать полученный опыт, извлекая из него полезные уроки. Эксперты интернет-ресурса
PhilanthroFiles и ассоциации «Грантмейкеры за эффективность организаций» (Grantmakers for Effective Organizations; США) изучили передовую
оценочную практику и почерпнули несколько идей, которые помогут фондам реконструировать оценку и  воспользоваться ее результатами для организационного обучения
.

  •  Оценка – это не только доказательство эффективности, но и возможность усовершенствовать практику. С помощью оценки фонд может узнать о более продуктивных способах достижения поставленных целей и соответствующим образом скорректировать свои программы и/или стратегии.
  • Благодаря оценке фонды могут определять собственный вклад в преобразование общества, не присваивая результатов коллективных усилий. В силу того, что некоммерческие проекты зачастую финансируются из нескольких источников, а социальные проблемы, которые стремятся решить НКО, слишком сложны, выявлять единственного «агента изменений» и приписывать ему все результаты не имеет смысла.
  • Полезная отдача от оценки гораздо выше, когда ее результаты учитывают интересы и потребности ключевых стейкхолдеров. Фонды должны обучать не только своих сотрудников, но также основных игроков, которые участвуют в решении конкретной социальной проблемы. Вовлечение в оценку причастных сторон (participatory evaluation) помогает сформировать «обучающееся сообщество» (learning community), заинтересованное в проведении оценочных исследований и практическом применении ее результатов.
  • Оценка помогает выйти за рамки отдельных грантов. Многие фонды проводят оценку, желая убедиться в том, что запланированные результаты действительно получены в рамках того или иного проекта (либо кластера грантов). Однако для принятия стратегических решений такой информации недостаточно. Чтобы получить необходимые сведения, следует оценивать совокупный эффект целого портфеля или конкретных стратегий. Только так организация сможет понять, насколько она приблизилась к выполнению миссии, не отклонилась ли (или насколько отклонилась) от намеченного курса, и каким образом можно улучшить рабочий процесс.
  • Оценка  помогает использовать допущенные ошибки для получения лучшего результата в будущем. Если фонд, его грантополучатели и иные стейкхолеры осведомлены о причинах неудачи программы или проекта, то в дальнейшем они смогут действовать более эффективно —  с учетом факторов и обстоятельств, которые прежде не были неочевидны.

Таковы основные идеи, на которые опирается обучающая оценка. Но что касается методов сбора данных, видов информации, которая нужна для принятия решений, и форматов взаимодействия со стейкхолдерами, то эти вопросы, организация может решить сама, посовещавшись с коллективом, коллегами из других фондов или с экспертами.

 Источники: PhilanthroFiles

Добавить комментарий