Культура коллективного воздействия: основные ценности и советы лидерам

55_10

Автор книги «Вести за собой может каждый» (Everyone Leads) Пол Шмиц (Paul Schmitz) считает, что для успешной реализации инициатив «коллективного воздействия» (CICollective Impact), нацеленных на решение сложных социальных проблем, необходима особая культура открытости, сотрудничества и взаимопонимания. Эксперт обозначил ключевые ценности этой культуры, и озвучил рекомендации, которые будут полезны лидерам любого уровня.

  1. Сотрудничество. Если представителей разных организаций собрать за круглым столом, то общаяповестка  дня[1] и/или стратегия системных изменений сама собой не появится. Потому что сотрудничество является результатом последовательной работы по формированию доверия, урегулированию неизбежных конфликтов (если их нет, то группа недееспособна) и постоянному контролю командной динамики. При таком подходе конфликты не будут выплескиваться вовне, а различия и особенности вовлеченных субъектов станут важной предпосылкой для появления новых идей и новаторских сценариев решения социальных проблем. Рекомендация: Построение команды должно быть обязательным пунктом в повестке дня инициативы CI. Цель данного процесса – усиление прозрачности и формирование благоприятного окружения.
  2. Инклюзивность. Многие инициативы коллективного воздействия начинаются с формирования координационного совета (КС), в который входят представители власти, бизнеса и некоммерческих организаций. Если члены КС не слишком хорошо осведомлены о потребностях населения, то, значит, состав данной структуры не отражает этнических, социальных и культурных особенностей местного сообщества. При таком раскладе доверительные отношения с местными жителями построить не получится. Рекомендация: Следите за тем, чтобы принцип недискриминации (diversity) соблюдали все партнеры, в рамках всех направлений CI.
  3. Взаимодействие с местным сообществом. Решение социальной проблемы может быть успешным, если команда CI поддерживает обратную связь / принимает решения с учетом мнений всех категорий граждан. Рекомендация: Лидерам стержневых организаций[2], следует стремиться к тому, чтобы сообщество не просто поддерживало CI, но считало инициативу важной частью своей жизни и оказывало волонтерскую помощь, усиливая социальный эффект.
  4. Непрерывное обучение. Участие в партнерстве дает организациям шанс «перетряхнуть» свой опыт, определить «лучшие и худшие» практики, устранить ошибки, и поделиться информацией с коллегами. Рекомендация: Чтобы этот сценарий стал реальностью, лидеры должны создать благоприятную обстановку для открытого обсуждения неудачного опыта и обучения.
  5. Согласованные стандарты и процессы. Если все участники инициативы CI руководствуются общими представлениями о конечных результатах, едиными стандартами добросовестной практики, обсуждают и утверждают порядок принятия решений и форматы отчетности перед партнерами и внешними стейкхолдерами, то продуктивность их действий заметно возрастает. Рекомендация: Обсудите и закрепите за каждым партнером конкретную роль, функции, уровни доступа к данным, и обязанности, касающиеся подотчетности перед коллегами и обществом. В рамках инициативы должны действовать единые стандарты коммуникации, развития связей с местным сообществом, выполнения работ и раскрытия информации о достигнутых результатах.

Практика коллективного воздействия является относительно новым подходом к социальным преобразованиям и развивается высокими темпами. Первая волна исследований была посвящена вопросам структуры партнерства, совместной стратегии и оценки результатов. Но сейчас акцент переместился на вопросы эффективности CI в долгосрочной перспективе.  Это значит, что пришло время подумать о ценностях, устойчивости социальных результатов и дальнейших перспективах.

 Источники: Collective Impact Forum

[1] С пятью условиями коллективного успеха (одним из которых является «разработка общей повестки дня») можно ознакомиться в русскоязычной версии основополагающей статьи Collective Impact («Коллективное воздействие»), подготовленной в 2011 году экспертами американской консалтинговой организации FSG Джоном Канья (John Kania) и Марком Крамером (Mark Kramer). Перевод выполнен некоммерческой организацией Evolution & Philanthropy с разрешения Stanford Social Innovation Review.

[2] О функциях стрежневых организаций и других особенностях инициатив CI читайте в подборке статей «Коллективное воздействие» № 1, ноябрь 2014 г.

Добавить комментарий